Сибирские огни, 1989, № 7

ся, укреплять их гражданскую активность в борьбе с бюрократизмом. Пора вопросы социалистического плюрализма мнений вы­ вести из чисто теоретической области в практическую! Пора государственным уп­ равленческим структурам отказаться от произвольных действий и оценок примени­ тельно к людям, принципиально и правиль­ но критикующим всякие злоупотребления властью! В этом деле нетерпима круговая порука, прикрытие произвола коллегиальны­ ми решениями. Памятна неблаговидная ак­ ция коллегии Гостелерадио, отстранившей от работы своего собкора Владимира Ме­ зенцева «за нарушение журналистской эти­ ки», то есть только за то, что он смел чест­ но выполнить свой гражданский долг 19 мая 1988 г.; по радио в Южно-Сахалинске из уст этого журналиста прозвучала речь, в которой дана объективная характеристика несправедливых деяний первого секретаря Сахалинского обкома КПСС П. И. Третья­ кова, после чего тот не мог оставаться на высоком посту... Явную расправу учинили красноярские блюстители порядка над Н. А. Клепачевым, принимавшим живое участие в деятельности «Комитета содейст­ вия перестройке»: они буквально выволокли из дома больного человека (у него в это время был гипертонический криз, и в суд пришлось вызвать «Скорую помощь»); на это самоуправство судебным и милицейским чиновникам было дано указание свыше, поэтому Фемида оказалась безучастной к вопиющей несправедливости («Литератур­ ная газета», 23 ноября, 1988). О неточных формулировках Указа о порядке организа­ ции и проведения собраний, митингов, улич­ ных шествий и демонстраций в СССР и ан­ тидемократическом использовании этого закона местными властями писателю В. П. Астафьеву пришлось открыто заявить на встрече М. С. Горбачева с деятелями науки и культуры 6 января 1989 года... Народ не безмолвствует, как это было в недавнем прошлом, но направление движе­ ния «машины ответственности» корректиру­ ется еще не самими трудящимися, а порой безответственными чиновниками, стоящими у власти. Назрела необходимость в каждом конкретном случае строго и беспристрастно разбирать, кто сидел и сидит за пультом уп­ равления машины, почему она, как образно и прозорливо отметил В. И. Ленин, «идет не туда, куда ее направляют, а туда, куда на­ правляет кто-то, не то легальное, не то без­ законное, не то бог знает откуда взятое ...но машина идет не совсем так, а очень часто совсем не так, как воображает тот, кто си­ дит у руля этой машины» (ПСС, т. 45, с. 86 ). Реальные возможности отладки верного курса движения государственной машины, выверенного общенародными интересами, закладываются демократизацией выборно­ сти и изменением представительства орга­ нов Советской власти, во главе которых окажутся депутаты, избранные от всех со­ циальных структур нашего общества. Это —- обнадеживающий залог коренных преобра зований прежде всего в сфере правотвор­ ческой деятельности по выработке и приня­ тию полноценных законов, не выхолошеп- ных ведомственными ч 1 :;овникамн, прини­ мающими участие в разработке проектов законов. Д о последнего времени мы еще не преодолели «игр в демократию». Бюрокра­ тизирована работа комиссий, готовящих за ­ коны. Многие рациональные предложения трудящихся так и остаются «фактами глас­ ности», не попадая в окончательный проект закона. Назрела необходи.мость публиковать в массовой печати проекты законов вторич­ но, в их окончательной редакции, накануне работы сессий. Тогда депутаты могут пол­ ностью реализовать наказы избирателей по совершенствованию законодательства. После XIX партконференции политиче­ ская жизнь в нашей стране значительно ак­ тивизировалась. Какие страсти кипели в Академгородке при встречах, организован­ ных неформалами, с депутатом Верховно­ го Совета СССР В. А. Коптюгом перед его отъездом на внеочередную двенадцатую сес­ сию! Естественно, речь В. А. Коптюга на сессии Верховного Совета СССР обнажила некоторые «болевые точки»... Наказы и.з- бирателей В. А. Коптюгу в определенной мере реализовались: по его предложению была уточнена 91-я статья Основного З а ­ кона о предоставлении права Советам на­ родных депутатов проводить референдумы. А сколько конструктивных предложений, закрепляющих власть трудящихся, предсто­ ит освоить нашему законодательству, соз­ дающему правовое государство! Так, на­ пример, требуется более четкая правовая регламентация в принятии решений мест­ ными Советами. В Конституции СССР еще не закреплено необходимое правило: ни од­ но постановление местной власти не долж ­ но противоречить Основному Закону! Это обстоятельство, на наш взгляд, обусловли­ вает принятие неэффективных решений, не­ редко неполно учитывающих экологическую ситуацию в том или ином регионе. Не отла­ жена, скажем, процедура отчетов прави­ тельственных органов и высоких должност­ ных лиц перед трудящимися. Хотя в Кон­ ституции СССР имеется положение, учиты­ вающее требование общественности — от­ чет должен быть ежегодным,— вопросы ши­ рокой информации трудящихся о сроках и порядке заслушивания отчетов ответствен­ ных лиц еще не упорядочены... Не до конца решены и вопросы демократизации суда. При обсуждении проекта Основного Закона предлагалось учредить, наряду с действую­ щей судебной системой, и суды с участием коллегий народных заседателей, наделен­ ных правом выносить свой вердикт о винов­ ности подсудимого. В обосновании правовых гарантий демо­ кратии, бесспорно, ведущая роль должна принадлежать науке: в Конституции СССР законодательная инициатива предоставлена Академии наук СССР. Но, очевидно, следо­ вало бы констатировать, что с учетом широ­ кого общественного мнения и состязатель­ ности научных концепций, все научно обос­ нованные рекомендации по совершенство­ ванию законодательства, подготовленные в НИИ Академий наук СССР и союзных рес­ публик, а также другими учреждениями, должны стать необходимым и достаточным основанием для эффективной работы право­ творческих органов. Такова логика револю­ ционной перестройки!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2