Сибирские огни, 1989, № 7
ся, укреплять их гражданскую активность в борьбе с бюрократизмом. Пора вопросы социалистического плюрализма мнений вы вести из чисто теоретической области в практическую! Пора государственным уп равленческим структурам отказаться от произвольных действий и оценок примени тельно к людям, принципиально и правиль но критикующим всякие злоупотребления властью! В этом деле нетерпима круговая порука, прикрытие произвола коллегиальны ми решениями. Памятна неблаговидная ак ция коллегии Гостелерадио, отстранившей от работы своего собкора Владимира Ме зенцева «за нарушение журналистской эти ки», то есть только за то, что он смел чест но выполнить свой гражданский долг 19 мая 1988 г.; по радио в Южно-Сахалинске из уст этого журналиста прозвучала речь, в которой дана объективная характеристика несправедливых деяний первого секретаря Сахалинского обкома КПСС П. И. Третья кова, после чего тот не мог оставаться на высоком посту... Явную расправу учинили красноярские блюстители порядка над Н. А. Клепачевым, принимавшим живое участие в деятельности «Комитета содейст вия перестройке»: они буквально выволокли из дома больного человека (у него в это время был гипертонический криз, и в суд пришлось вызвать «Скорую помощь»); на это самоуправство судебным и милицейским чиновникам было дано указание свыше, поэтому Фемида оказалась безучастной к вопиющей несправедливости («Литератур ная газета», 23 ноября, 1988). О неточных формулировках Указа о порядке организа ции и проведения собраний, митингов, улич ных шествий и демонстраций в СССР и ан тидемократическом использовании этого закона местными властями писателю В. П. Астафьеву пришлось открыто заявить на встрече М. С. Горбачева с деятелями науки и культуры 6 января 1989 года... Народ не безмолвствует, как это было в недавнем прошлом, но направление движе ния «машины ответственности» корректиру ется еще не самими трудящимися, а порой безответственными чиновниками, стоящими у власти. Назрела необходимость в каждом конкретном случае строго и беспристрастно разбирать, кто сидел и сидит за пультом уп равления машины, почему она, как образно и прозорливо отметил В. И. Ленин, «идет не туда, куда ее направляют, а туда, куда на правляет кто-то, не то легальное, не то без законное, не то бог знает откуда взятое ...но машина идет не совсем так, а очень часто совсем не так, как воображает тот, кто си дит у руля этой машины» (ПСС, т. 45, с. 86 ). Реальные возможности отладки верного курса движения государственной машины, выверенного общенародными интересами, закладываются демократизацией выборно сти и изменением представительства орга нов Советской власти, во главе которых окажутся депутаты, избранные от всех со циальных структур нашего общества. Это —- обнадеживающий залог коренных преобра зований прежде всего в сфере правотвор ческой деятельности по выработке и приня тию полноценных законов, не выхолошеп- ных ведомственными ч 1 :;овникамн, прини мающими участие в разработке проектов законов. Д о последнего времени мы еще не преодолели «игр в демократию». Бюрокра тизирована работа комиссий, готовящих за коны. Многие рациональные предложения трудящихся так и остаются «фактами глас ности», не попадая в окончательный проект закона. Назрела необходи.мость публиковать в массовой печати проекты законов вторич но, в их окончательной редакции, накануне работы сессий. Тогда депутаты могут пол ностью реализовать наказы избирателей по совершенствованию законодательства. После XIX партконференции политиче ская жизнь в нашей стране значительно ак тивизировалась. Какие страсти кипели в Академгородке при встречах, организован ных неформалами, с депутатом Верховно го Совета СССР В. А. Коптюгом перед его отъездом на внеочередную двенадцатую сес сию! Естественно, речь В. А. Коптюга на сессии Верховного Совета СССР обнажила некоторые «болевые точки»... Наказы и.з- бирателей В. А. Коптюгу в определенной мере реализовались: по его предложению была уточнена 91-я статья Основного З а кона о предоставлении права Советам на родных депутатов проводить референдумы. А сколько конструктивных предложений, закрепляющих власть трудящихся, предсто ит освоить нашему законодательству, соз дающему правовое государство! Так, на пример, требуется более четкая правовая регламентация в принятии решений мест ными Советами. В Конституции СССР еще не закреплено необходимое правило: ни од но постановление местной власти не долж но противоречить Основному Закону! Это обстоятельство, на наш взгляд, обусловли вает принятие неэффективных решений, не редко неполно учитывающих экологическую ситуацию в том или ином регионе. Не отла жена, скажем, процедура отчетов прави тельственных органов и высоких должност ных лиц перед трудящимися. Хотя в Кон ституции СССР имеется положение, учиты вающее требование общественности — от чет должен быть ежегодным,— вопросы ши рокой информации трудящихся о сроках и порядке заслушивания отчетов ответствен ных лиц еще не упорядочены... Не до конца решены и вопросы демократизации суда. При обсуждении проекта Основного Закона предлагалось учредить, наряду с действую щей судебной системой, и суды с участием коллегий народных заседателей, наделен ных правом выносить свой вердикт о винов ности подсудимого. В обосновании правовых гарантий демо кратии, бесспорно, ведущая роль должна принадлежать науке: в Конституции СССР законодательная инициатива предоставлена Академии наук СССР. Но, очевидно, следо вало бы констатировать, что с учетом широ кого общественного мнения и состязатель ности научных концепций, все научно обос нованные рекомендации по совершенство ванию законодательства, подготовленные в НИИ Академий наук СССР и союзных рес публик, а также другими учреждениями, должны стать необходимым и достаточным основанием для эффективной работы право творческих органов. Такова логика револю ционной перестройки!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2