Сибирские огни, 1989, № 7
них пальму первенства! Он попытался внести более весомый «теоретический» вклад в обоснование правомерности... ста линизма. Публицистика завладела вниманием чи тателей... Но, очевидно, и философские раз мышления, оценивающие состояние власти и направленность нашей политики и права, не менее интересны и значимы для выра ботки гражданской позиции современника! Итак, каковы же объективные предпосылки застойных явлений, по утверждению В. С. Липицкого? Заявляя, что при анализе личной ответ ственности должностных лиц «за принимав шиеся решения» при жизнедеятельности Л . И. Брежнева неправомерно делать вы вод: это — «прямое последствие политики И. В. Сталина», автор перечисляет причины, «которые усугубили процесс формирования предкризисного состояния». Он связывает их с «особенностями развития страны не посредственно в 70-е годы». Среди них мож но назвать, пишет он, сложную демографи ческую ситуацию, удаление источников сырья и энергоносителей от традиционных районов их использования, обострение эко логических проблем, неблагоприятную ми ровую экономическую конъюнктуру, воз раставшее бремя расходов на поддержа ние военно-стратегического паритета с по тенциальным противником и на помощь союзникам... Поэтому, если учитывать «всю совокуп ность обстоятельств», подчеркивает фило соф, «режим личной власти И. В. Сталина... сам стал результатом определенных общест венных условий, формой разрешения воз никших ранее противоречий, соответство вавшей (!) имевшемуся в 20-е и 30-е годы уровню политической культуры масс». И далее — головокружительный реверанс пе ред представителями административно- командной системы, так сказать, вполне «логичный» переход от власти идей к чи стой идее власти. ...«Именно в условиях личной власти,— утверждает В. С. Липиц- кий, — бюрократия не может стать решаю щей силой в обществе. Ее функции ограни чены выполнением воли единого руководи теля, ее возможности имеют четко очерчен ный предел (!). Поэтому тезис об «узур пации» ею власти никак (!) не подтверж дается реальным опытом того времени». О каком «пределе» бюрократического произвола, да еще «четко очерченном», можно всерьез говорить без установления правовых гарантий демократии? Философ ствующий единомышленник Н. Андреевой категорически отказывается отвечать на этот вопрос. По его прожекту «власть наро да непосредственно им и реализуется», ибо «историческое творчество масс способно опережать законодательную деятельность»... А известно ли нашему «объеюивно» мыслящему адвокату, защищающему пол новластие высоких должностных лиц, что их власть и так по существу ничем не огра ничена? В нашем государстве до сих пор нет Закона о государственной службе, ко торый неукоснительно обязывал бы чинов ников действительно обеспечивать разумные интересы и потребности трудящихся. Орга ны общей компетенции, направляющие эту работу, не вооружены еще такими правовы ми предписаниями, которые определяли быч способы занятия должностей в соответствии с современными требованиями, а также и способы оперативного выведения из номен клатуры людей, злоупотребляющих довери ем народа, лишения бюрократов, прибегаю щих к узурпации власти, всякого права занимать какое бы то ни было руководящее кресло! Не этими ли опасениями — лишить ся незаслуженной власти — объясняется не внимание «верхов» к разработке такого необходимого Закона, на деле закрепляю щего высокую гражданственность трудящих ся? В организации государственного управ ления не отменены пока действующие ан тидемократические правовые акты. Так, минские градоначальники совместно с Ми нистерством юстиции БССР сразу же оты скали в арсенале сталинских установлений два постановления ЦИК и СНК СССР от 1932 и 1935 гг., чтобы с ходу запретить не формальное движение «Мартиролог Бе лоруссии», усмотрев в его существовании угрозу чиновничьему благополучию, хотя это общество не успело даж е обнародовать своих целей! Обществоведы очень робко и скороговор кой указывали на необходимость принятия Закона о государственной службе еще в се редине 80-х годов, когда готовилась под председательством Л. И. Брежнева Кон ституция СССР. Не заговорила о нем во весь голос наша Академия общественных наук и после XIX партконференции. И не случайно этот Закон не значится среди тех, которые готовятся к ближайшему рассмот рению. Вряд ли нужно доказывать, какую потребность в этом Законе испытывает пе рестройка, отлаживающая звенья эффектив ной системы экономических взаимодейст вий, которые без должной упорядоченности управленческо-административных отноше ний то и дело пробуксовывают. Очевидно, этому Закону суждено четко обозначить не обходимый круг властных полномочий «вер хов», выход за пределы которого будет своевременно пресекаться властью самого народа, закрепленной законодательством. Беру на себя полную гражданскую ответст венность за то, что, пока этот Закон не войдет в практику нашей жизнедеятельно сти, надежно закрепив правовыми установ лениями исконную силу моральных принци пов во взаимодействии между управляю щими и управляемыми, любые душеразди рающие призывы к нравственному самосо вершенствованию труженика недалеко уве дут народных праведников от церковной ограды... Во многих философских трактатах «маши на ответственности» еще так искусно и так умело направляется умозрительными векто рами свободы и необходимости! Как зло бодневны суждения К. Маркса в отношении Гегеля и его многочисленных современных последователей! Молодой гений дал дейст вительно объективную оценку «духовного» ухода знаменитого философа в сферу бессо держательных абстракций. Гегель выводил ответственность не из особой сущности семьи и т. д. и не из особой сущности государства, а из всеобщего соотношения необходимости и свободы (т. I, с. 227). Строить механизм ответственности, сооб разуясь с особой сущностью нашего госу дарства,— это прежде всего всемерно учи тывать и поддерживать интересы трудящих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2