Сибирские огни, 1989, № 7
ведливы ли привилегии, за которые готовы бороться Народные фронты, демократиче ские неформальные объединения, связан ные только с тем обстоятельством, что их представители являются аборигенами^ («Известия», 8 января, 1989.) Справед ливы, ли, скажем, привилегии и для от дельных городов нашей страны? Почему новосибирец, например, получает необхо'- димые продовольственные товары по тало нам, а москвич и ленинградец избежали та кой необходимости? Почему доктора наук, работающие в системе СО АН СССР и проживающие в новосибирском Академго родке, пользуются спецзаказами, а их кол леги в СО ВАСХНИЛ, как и каждый жи тель Краснообска, получают по талонам 1 кг мяса и 400 г масла в месяц — ни больше, ни меньше? Что, в Краснообске продовольственные магазины обеспечивают ся лучше, чем в Академгородке? Наоборот, хуже. Это известно всем. Очевидно, в решении проблем демократи зации и справедливости надо по-деловому обсудить предложение делегата XIX пар тийной конференции, вызвавшего живую реакцию зала; «Если чего-то не хватает у нас, в социалистическом обществе, то не хватку должен ощущать в равной степени каждый без исключения. А разный вклад труда в общество регулировать разной зарплатой. Надо, наконец, ликвидировать продовольственные «пайки» для, так ска зать, «голодающей номенклатуры», исклю чить элитарность в обществе, исключить по существу и по форме слово «спец» из наше го лексикона, так как у нас нет спецкомму- нистов». Исключить элитарность, какой бы сферы общественных отношений она ни касалась, это значит лишить незаслуженных в нашем обществе привилегий тысячи людей. Надо откровенно сказать, что именно эти тысячи имеют непосредственное отношение к влас ти, высоким должностям, составляя тот классовообразующий слой, о котором от крыто заявила академик Т. И. Заславская. Не среди ли этих тысяч находится главный тормоз перестройки, определяющий огра ничитель демократизации? Широко поль зуясь безо всякой на то правовой основы всенародным достоянием, эти люди всемер но противятся всяким демократическим ак циям, всякому демократическому ущемле нию их элитарности. Не потому ли в век космических скоростей с такой черепашьей медлительностью и с таким натужным скри пом тащится наша телега, везущая бес ценный клад необходимых демократиче ских установлений, призванных создать правовое государство? Как затянулось принятие Закона о печа ти! Но лишь полная гласность, которой нам явно недостает, способна убрать во всех без изъятия социальных структурах зана вес, скрывающий механизм распределитель ных отношений, сложившийся при админи стративно-командной системе управления. А без досконального знания общественных отношений и обнародования правды что п как у нас производится, эквивалентен ли обмен материальных благ в производствен ных структурах города и села, и главное — без чёткого установления истины, какова мера распределения всего того, что у нас производится, между членами общества с учетом действительной значимости трудово го вклада каждого работника, — без всего этого, я думаю, нельзя заложить прочную основу правового государства. Нельзя соз дать достаточно надежную систему право вых гарантий личности, при которой не ис ключается всякая элитарность, отладить действенный механизм ответственности, от вечающий революционным преобразованиям. Мы должны так поставить гласность о распределительных отношениях, чтобы к аж дый советский человек, каждый ко.ммунист не понаслышке, а точно знал, куда идут народные деньги и партийные взносы. Что бы каждый рядовой труженик мог справед ливо судить, деятельность каких субъектов управления и руководства, а также созда телей культуры заслуживает определенных привилегий со стороны общества, и эти приви легии необходимо узаконить, а социальную активность каких групп и личностей, способ ствующих консервации и укреплению отжив ших отношений и сохранению администра тивно-командной системы управления, ни в коей мере нельзя поддерживать общест венными благами. В последнем случае во лей народа такие группы и скомпрометиро вавшие себя общественные деятели должны непременно лишаться всех незаслуженных общественных благ: персональных пенсий, роскошных многокомнатных коттеджей и дач, построенных за счет государства, спец обслуживания и т. д. И, наоборот, такие люди, как Иван Добробабин, один из про славленных героев-панфиловцев, совершив ший легендарный подвиг у разъезда Дубо секово, несправедливо пострадавший от сталинской бюрократии и лишенный ею вся ких общественных заслуг, должны неукос нительно и своевременно восстанавливаться во всех своих законных правах («Правда», 18 ноября, 1988). Оптимизации в достижении этих целей нельзя достичь без должной корректировки и отладки системы властно-распорядитель ных отношений посредством всенародного, подлинно гражданского участия всех соци альных структур нашего общества в созда нии и совершенствовании достойного нашего общества статуса социальной и правовой ответственности. ВЛАСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ О геростратовой славе ленинградского преподавателя Нины Андреевой, пытавшей ся реабилитировать преступную деятель ность Сталина, известно всем. А вот о «муд рости» сотрудника Института марксизма- ленинизма при ЦК КПСС В. С. Липицкого, можно сказать с уверенностью, знают не многие, хотя сборник «Механизм торможе ния», в котором напечатана его статья «Не которые объективные предпосылки пред кризисного состояния общества», вышел чуть позднее «андреевского манифеста» 100 - тысячным тиражом (этот сборник подписан в Политиздате в печать 26 мая 1988 г.). Напрасно писатель Михаил Шатров упре кал обществоведов Академии общественных наук в том, что они своевременно не про реагировали на «андреевский манифест» («Литературная газета», 18 мая, 1988). Об ществовед другого не менее представитель ного научного учреждения перехватил у
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2