Сибирские огни, 1989, № 7
тайные и государственные органы непо средственно учитывать общественное мне ние в своей деятельности. Это — не митин говая толпа, стихийно выталкивающая на сцену своих «актеров». Это — не отдельные неофициальные лидеры, вмешивающиеся в компетенцию местных властей, к которым эти местные власти могут применить раз личные административные санкции вплоть до увольнения с работы. Это — полновласт ные представители трудовых коллективов, с мощью которых не могут не считаться обюрократившиеся чиновники, ибо им сра зу придется почувствовать волю народа. ...Заключая конференцию, Лауристин Марью говорила о том, что Народный фронт рождается сразу как неформальное движение, что он призван помочь реально му народовластию осуществлять контроль за деятельностью государственного аппара та. Через авторитет коммунистов, вошедших в Народный фронт, партия имеет возмож ность подлинно демократически руководить перестроечными процессами, отказавшись от бюрократически - командных методов и аппаратного давления. В Таллине, сообщи ла она, открывается специальный расчетный счет в банке, который будет принимать добровольные взносы, чтобы созданный организационный комитет Народного фрон та, разработав четкую программу, отве чающую задачам КПСС, смог организовать издание своих информационных материалов. Гласность в этих условиях станет полной: как позитивную, так и критическую оценку получит деятельность официальных лиц, стоящих у власти. Таким образом, социали стический плюрализм мнений найдет свое конструктивное выражение и каждый честный человек сможет максимально проя вить свою гражданскую позицию в пере стройке. Естественно, что такая программа дея тельности Народного фронта обнадеживала. Хотя в то же время события, развернувшие ся в Нагорном Карабахе, свидетельствовали о том, что только справедливые демократи ческие акции неформальных движений, учи тывающие коренные потребности всех тру дящихся, проживающих на определенных территориях, могут обеспечить на деле реа лизацию диалектико-материалистического принципа, когда «особый интерес становит ся в действительности всеобщим» (К Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, с. 273). О серьез ной опасности лозунгов «культурной авто номии» для революционных преобразований предупреждал и В. И. Ленин. Требования «культурной автономии» на руку тем силам, которые во что бы то ни стало пытаются сохранить свои корпоративные привилегии, используя в этих целях различные психоло гические методы, чтобы направить развер тывающееся демократическое движение в безопасное для этих сил русло, замыкающе еся националистическими интересами и предрассудками. Требования справедливости опираются прежде всего на широкий спектр социально правовых гарантий; равенство всех граждан перед законом, уважение достоинства лич ности, ^равноправие наций, обеспеченность работой, доступность образования, куль туры, медицинского обслуживания, жилья, забота о престарелых, материнстве и детст-’ ве. Демократия и справедливость нерастор- 118 жимы. «Пусть массы не всегда представля. ют себе это единственное правильное значе. ние демократии,— писал Ф. Энгельс,— но' для всех в понятии демократии заключено, хотя бы смутное, стремление к социальному равноправию» (т. 2, с. 589). Наша публицистика, обращаясь к выявле. нию сущностных характеристик демократии,- пока еще робко обозначает непосредствен ную взаимосвязь этих характеристик с ре шением проблемы равноправия, справедли вости. При рассмотрении экономического аспекта справедливости ряд исследователей (среди них — Т. Заславская, Р. Рывкина) в качестве ограничителя демократии выделя ют тот слой номенклатурной бюрократии, который непосредственно осуществляет в нашем государстве властно-распорядитель ные функции. Номенклатурной бюрократии, как отмечает академик Т. И. Заславская, присущи классовообразующие признаки. Она находится в особом отношении к сред ствам производства (обладает почти неогра ниченными правами распоряжаться ими), занимает особое место в организации об щественного труда (управляют ею), отли чается от остальной части населения долей и источниками получения части общественно го богатства. Хотя такой управленческо-ад- министративный слой работников не успел окончательно превратиться в класс, делает вывод Т. Заславская, но о косвенной экс плуатации им остальной массы населения говорить в определенном отношении можно («Известия», 24 декабря, 1988). Что же имеется в виду под понятием «косвенная эксплуатация», кто стоит у кор мила несправедливого распределения обще ственного богатства? В популярном изложении процессов не справедливости и антидемократизма в годы застоя наша современная философская мысль — с узурпаторской подачи материа лов редакторами издательства «Знание» — по существу не ушла дальше банальных истин: «справедливым при социализме явля ется только справедливое неравенство, а не уравнительность», «мера же самой справед ливости и ответственности — это положе ние и место человека в обществе, степень исторической свободы человека, его воз можность строить свою жизнь, не приспо сабливаться, а развивать родовые и инди видуальные качества на каждой историче ской ступени социальной справедливости и соцмльной ответственности» (В. В. Козлов ский. Социальная справедливость и социаль ная ответственность. М,. Знание, 1988, с. 36. 38). • В экономических исследованиях на этот вопрос появляются ответы более убедитель ные. Экономисты в последнее время обрати лись к анализу ядра экономических отноше ний, непосредственно корректирующего рас пределительные отношения,— это отноше ния собственности. Они пришли к выводу что общественная собственность была общественной лишь по названию, а на деле она была государственной, а го сударство не было подчинено народу, в нем попирались общедемократические’ принципы, государственный аппарат был «создателем» законов. В правовой регуля ции, закладываемой В. И. Лениным, про изошли коренные изменения, по существу превратившие общественную собственность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2