Сибирские огни, 1989, № 7
Властно-распорядытельные отношения... Как деформировала их административно- командная система руководства и управле ния! И как живучи ее «корешки»! Сколько новых норм, регулирующих жилищные от ношения, принято в последние годы! И все-таки проблема еще в полной мере не решена. Конечно, в годы застоя реализовать свою правоспособность было значительно труд нее, а нередко и невозможно. Какие страсти, к примеру, кипели в конце 60-х го дов в городе Барнауле вокруг обычного получения жилья в порядке очередности! Я работал тогда в Барнаульском филиале юридического вечернего факультета Том ского госуниверситета. Обучающиеся здесь работники милиции рассказывали мне о том, что к ним буквально потоком идут анонимные жалобы на заведующего жилот делом Барнаульского горисполкома некоего Никифорова, работающего под руководст вом Налетова, избираемого на должность председателя горисполкома уже не первый срок... И вот Алтайское УВД возглавил Дорохов, назначенный вышестоящей ин станцией, а не местными властями. Он-то и провел блистательную операцию по разоб лачению «квартирного» мафиози, торговав шего почти в открытую очередностью на получение жилья. Дорохов направил группу сотрудников, переодетых в гражданскую одежду, на очередной «прием» к Никифоро ву. Когда первый из посетителей вышел из кабинета, туда непрошенно явились все остальные и, предъявив удостоверения, по требовали познакомить их с содержанием сейфа, который Никифоров в эту минуту запирал своим ключом .. Хозяин кабинета заявил, что пользуется как депутат стату сом неприкосновенности. Тогда незваные гости положили на стол большой лист бу маги, заполненный колонками цифр — но мерами купюр, только что запрятанных хо зяином в сейф... Долго тянулось следствие по делу, о котором знал весь город. Ники форова судили, а Дорохова вскоре не ста ло в Барнауле — его кресло на долгие брежневские годы прочно занял бывший председатель горисполкома Налетов, при котором развернул свою «предприниматель скую» деятельность осужденный Никифо ров... Естественно, рашидовщина и адыловщина возникли не только потому, что люди, по павшие висеть их властно-распорядитель ных акций, не воспользовались должным образом своей правоспособностью. Вопрос надо ставить острее и обстоятельнее: каков объем и границы этой правоспособности? Достаточно ли гарантированы нашей Кон ституцией и Законами возможности каждо му гражданину СССР реализовать на деле свои права и обязанности? Возможно ли, опираясь на правовые предписания, успеш но разрывать звенья еще достаточно проч ной административно-командной системы управления? Ответ на этот вопрос должна дать прежде всего правовая реформа, намеченная в ре шениях XIX Всесоюзной конференции КПСС. Обнадеживают и определенные из менения, внесенные в Основной Закон. Но было бы пе совсем верным утверж дать, как это делает Юрий Калещук .(«Дружба народов», 1988, Яв 12 , с. 205), что в нашей стране «человек не защищен ни в политическом, ни в экономическом, ни в правовом, ни в социальном, ни в духовном, ни — даж е — в физическом смысле». Более точно и верно суть нашего состояния выра зил М. С. Горбачев. «Своеобразие и сила нашей перестройки в том,— отмечает он в, книге «Перестройка и новое мышление», —. что это одновременно революция «сверху» и «снизу»... Мы будем решительно добиваться того, чтобы массы, «низы» получили все свои демократические права и научились ими пользоваться — привычно, компетент но, ответственно» (с. 54 ). Очевидно, что способность отстоять свои права, добросовестно выполнить свои обя занности корректируются не только право выми установлениями, но и гражданской активностью самой личности. Так, напри мер, еще в 1981 году, 21 сентября, был принят Указ Президиума Верховного Сове та РСФСР «О внесении дополнений в Уго ловный кодекс РСФСР». Этим Указом введены две новые статьи 1562 1553 ^ предшествующим законодательством в уголовном порядке наказывались лишь должностные работники, занимающиеся вы могательством за выполнение работ, свя занных с обслуживанием населения, а ря довые исполнители подвергались лишь ме рам дисциплинарной ответственности, то вышеуказанными правовыми предписания ми были определены санкции уголовного права, предусматривающие лишение сво боды от I до 3 лет, и для рядовых работ ников. Теперь меры уголовной ответствен ности распространялись на противоправную деятельность любого работника сферы об служивания, а именно: на всех лиц, осуще ствляющих свои производственные функции в магазинах, на предприятиях обществен ного питания, в ателье, мастерских, кассах по продаже билетов, гостиницах, медицин ских учреждениях и т. п., стоило только выявить, что эти лица берут так называе мые незаконные «наградные», или точнее говоря взятку. В первые месяцы после принятия этого Указа в прессе публиковались материалы из хроники судебных дел по его нарушению. Но вскоре ни правоохранительные органы, ни народные контролеры не стали прояв лять должной заботы о том, чтобы прекра тить поборы в сфере услуг, а также тор говлю из-под прилавка. По существу добровольно отказались от этой своей пра воспособности и широкие массы трудящих ся, оставив без должного отчета и требова тельной оценки деятельность собствениы.х народных контролеров, призванных следить за исполнением правовых предписаний в этой сфере. В условиях дефицита многие контролеры использовали оказанное им до верие в собственных корыстных целях, вступив в сделку с правонарушителями. Как раз в эту пору — вступления в силу отмеченных выше статей Уголовного кодек са я попытался на практике реализовать свою правоспособность. ...В небольшой очереди я терпеливо ждал запланированного на пятницу приема глав ного врача курорта озера Шира. На рука.х у меня была курортная карта. И небольшая очередь вселяла надежду. Но очередь про двинулась на два-три человека, хотя прием продолжался в течение положенных двух
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2