Сибирские огни, 1989, № 6

тип нп тпт /.п.. худая и ласк овая ,— украдкой посм отрела на Ко- ’ Впрмя ие зам етил и не услышал ничего, пал и Коля ^ был выбран ученический комитет, куда по- то Россия кипела, как котел, в столицах к власти приходили Кып «кронштатцы», как называл их Куликов-отец. легенды о немецких шпионах, и директор на и г, З З б ы Т Ы Й С Л у Ч З Й , КОГДЗ В С ТСН аХ ЭТОЙ ИСТИН- р ическои гимназии находился ввергнутый в германский раз- ВЕвад^преподаватель географии Антон Збук . олосчастн ого учителя предавали проклятию на м ол ебн е в зал е, где оыл повеш ен портрет подстриж енного еж ом адвоката в зел ен ом мунди- ре. Н ак он ец в коридорах появились отличившиеся на Северном фронте офиадры с повязками и георгиевскими лентами. Они собирали гимназистов из старших классов и объясняли им, что больш евики уничтожают культуру и продают немцам интересы нации. 1 имназисты восторж енно глядели на серебряны е погоны, георгиев ­ ские ленты и повязки вербовщиков, благоговея п ер ед шпорами и сабля - Офицеры записывали ж елающ их поступать добровольцами в вой ­ ска, защ ищ ающ и е нацию и охраняющие ее культуру от посягательств нем ецких агентов. П о сл е сообщ алось, что добровольцы бу д у т срочно отправляться в Омск, в Сибирь, где ещ е сохранились русские люди. Русскими людьми предводительствуют храбры е степные атаманы , патриоты идут к атаманам в их волчьи сотни, синие эскадроны и ж е ­ л езны е роты, составленные из офицеров, студентов и гимназистов. В се лучш ее в России стремится т уда, в Сибирь, чтобы в о звр а ­ титься с победой в Москву,— объяснял однорукий капитан и, мусоля чернильный карандаш , записывал в книжку фамилии добровольц ев . Коля соверш енно н еож иданно попал в число новобранцев. Он д а ж е не подум ал в начале вербовки о том, что он запиш ется в какой -нибудь синий эскадрон , но все вышло помимо его воли. Он дол го не соглаш ался на уговоры одноклассников, уж е надевших новую форму, но по мгновенно явившейся традиции оставлявших на с е б е гимназические ф уражки , отмалчивался, когда его упрекали в тру­ сости . Коля мало бывал дом а , он пропадал или в гимназии, или часами за сиж ив ал ся в дом е мамы Инны. Она зам етно постарела, начинающие седеть волосы льнули к ее д о б р ом у лицу. Тоня и Мура из маленьких шаловливых девочек превратились в строгих и стройных подростков. Мура была особенн о строга и задум чи ­ ва, д а ж е родинка под левым глазом не наруш ала ее уж е установивш его­ ся облика. М ама Инна ср а зу поняла, что за посл еднее время с Колей что-то случилось. Тревога матери, в свою очередь, пер едалась и Муре. — Что с тобой, мой мальчик? — спросила мама Инна, взяв Колю за плечо. Этого нельзя было выдержать. Мама Инна, безусл овно, удивитель­ ный человек, но Коля — взрослый. Ему сейчас девятнадцать, правда ещ е не полных, лет. Он начинает чувствовать большие вещи, « гр аж д а н ­ скую скорбь», как иронически выражается отец о беспокойстве юноши з а судь бу Моргуна-Поплевкина. И неуж ели Коля настолько ещ е сл аб , что мама Инна мож ет уговаривать его, как мальчика? — Слушайте, это невозм ож но,— говорит он, опуская голову.—Мама Инна, понимаете, получается тупик... — С каких пор, Коля, ты говоришь мне «вы»? — спраш ивает о б и ­ ж енн о мама Инна.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2