Сибирские огни, 1989, № 6
и этой ж е грам отой барон Юнг, по своим высоким л,-д„.Хощей. г р аж д а е т ся зв ани ем потом ственного великого князя Ц и н -В ан а . Он м ож е т сидеть в зел ен ом паланкине, носить ж Р ^ курму и тр ехочк ов ое павлинье перо, а конь бар он а д о лж ен р к ж елтым поводьям . ^тпяНV Таковы знаки почести Батор-Цзянь-Цзюня — у кр е пл яю т В елик ого Г ер оя ,— как долж ны отныне в се называть бар он а ' ^ппи Д а л е е Тихон Турсуков б у д ет писать о том , что в его вел Р р один е были сотни тысяч лю дей , не имевших ни одн ого , прохла л е д , бли стающ его умывальника, сотни тысяч всадников, пищ Р был один зеленый чай с прогорклым бараньим сал ом . покати Эти лю ди не хотели слуш аться князей, правящ их уж е ок лет М онголией . , _ К ня зья ... О, князей Тихон Турсуков зн а ет хорош о! Он з н а е ’г, ч-го та первая н ародн ая революция 1912 года, великое и зби ени е бам у лю д ей , в конце концов, ничего не д а л а сам ом у н ар од у . ггаут^ Тур суков сам помогал и збивать китайцев, он был рад, когда в ьч , на Тройственном Совещ ании , обеспокоенны е держ авы ^ дали автоном С еверной Монголии , этим самым отдав ее в руки князей. И князья стали оп а сн ее для н арода , чем китайцы, новые пр ави т е ли обл ож и ли аймаки разорительными податями , д ел а л и долги , за к о то рые приходилось расплачиваться п астухам и охотникам . Князья выписывали с е б е искусных поваров из Китая, накупили д о рогих зерк ал и др у ги х вещ ей у русских. Государ ств енн ая почта и штаты правительственных чиновников сод ерж али сь , как и церковь, опять-таки з а счет н ар ода . В конце концов Китай и японские вельмож и , видя п родаж н о сть м он гольских владык, решили прибрать страну снова к своим рукам . ...М о зг Тур сукова о п ер еж ал движ ения его скупого пера. Тур суков часто дум ал о том , что человечество ещ е не нашло сп о соба лучш ей п ер е дачи мысли. Перья и карандаш и , с его точки зр ения , были м ало при год ны дл я этой цели — они не поспевали за мыслью, за ставляя мысль з а д е р ж иваться на секунды , из которых составлялись целые столетия. Турсуков мерил весь мир по собственной мерке, ибо со зн ав ал , что он со ставл я ет частицу вселенной и потому равноправен в ней. М и р о зд а ние представлялось ем у огромным Акционерным О бщ еством , и поэтом у, состоя в нем , он т акж е был и одним из хозя ев мира. Эта мысль п он рави л а сь давн о н аш ем у летопи сцу, и он хотел было зан ести ее^на поля своей рукописи, но вн езапно п одум ал , м ож ет ли быть Д ом б о пайщиком О бщ е ства, если Д о м б о им еет на это все законны е права, но его кто-то не д о п у ск ает к исполь зованию этих прав? С л едующ ая кав ер зн ая мысль, подоспевш ая на помощь первой, бы ла такова: П оскольку монгол Д ом б о , в силу многих причин, ср еди которых главную роль и грает его принадл ежность к «низш ей» расе, д о сих пор не получил своих прав, то, когда он их добь ет ся , он б у д е т претендовать на больш ее... М ож ет быть, он буд ет сидеть в Реви зионной К омиссии В с е ленной? Турсуков в зглянул на монгола и увидел , что Д ом б о спит сидя , при слонившись к стене. Его скулы походили на ж елты е яблоки, он в зд р а ги вал во сн е и стонал. «П усть спит,— подум ал Турсуков ,— после я п олож у его на постель, а пока он не б у д ет мешать мне дум ать». Итак , на пути Д ом б о всю жи знь стояли влиятельные члены О бщ ес т ва — Великий Богдыхан , маленький Сюй, заготовители скота, купцы, князья и, наконец , барон Юнг фон Штерн, заинтер есованны е в том , ч то бы монгол не был равен в правах с ними. Турсуков взял со стола лампу и осветил ею лицо спящ его. Он уви д ел ж естк ую гриву, тверды е брови и суровые плоские губы к ан ди дата в п ай щики В сел енной . Д ом б о улы бался во сне углами кам енного рта, и Турсу- 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2