Сибирские огни, 1989, № 6

Как есть безумный человек! Я, м еж тем , готовлю с е б е постель, кош ­ му от се д л а отвя зал , резиновую подушку н ад ул . А офицер с м еста не дви гается . Я ем у говорю: — Господин офицер, давайте спать! Утро вечера мудренее. — С ейчас,— отвечает он и велит зан ести седл о . — Это зачем? — Как, зачем? Спать,— отвечает.— Я в сегда его под головой д ерж у . — И подушки у вас нет? — Н ет, и никогда не было! — А накрываетесь чем? — Шинелью!.. Н е беспокойтесь, п ож ал уй ст а , я в сегда так. П одивился я на него, и легли мы спать рядом . Он не спит, смотрит на огонь ночника, как-то пристально, не мигая, л еж и т не р аздевш и сь , д а ­ ж е сапог не снял, шпорами в зем лю уперся. О бернул ся ко мне и говорит: — Хорош о, что война тут у вас пошла. А то на А м ур е скучно стало. — К ак так? Н ачал он тут рассказывать совсем чудесны е вещи. Должен я при этом заметить, что никакого хвастовства тут не было. По-особенному все это офицер рассказывал, медленно и как бы нехотя. Понял я из всего р а сск а за то, что он из П е т ер б ур га на Ам ур был послан , на Ам уре, на пари, один на тигра ходил , в тайге бр одил б ез о р у ­ жия и пищи дв а дня, реку переплывал, и от всего этого о дн у лишь скуку чувствовал и что ему, как вода и пища, военные подвиги н еобходимы . М ного он мне тут говорил. В се хорош о запомнил я и за сн ул в эту ночь поздно. Н а утро мой офиц ер раньш е меня встал, умылся, попросил у хозяина бритву и начал б ор о д у намыливать. Я в это время стал свои вещи п ер ед вы ездом собирать и на д н е сумки наш ел молитву тибетскую , которую мне один л ам а подарил . Д е р ж у я эт у молитву в руках, вдруг слышу, кто-то з а моей спиной встал и т яж ел о дышит. Смотрю — это мой офицер стоит с намыленной щекой и р ассм атрив ает молитву. Потом в таком волнении говорит: — Я таки е вещи видел в м у зее. По надписи судя , эт а молитва о т пу ­ ли б ер еж ет . Р а д и бо га , подари т е мне ее, прош у вас! — С д ел ай те о д олж ен и е, господин оф иц ер ,— говорю .— Она мне не н уж н а ... Возьмите, если она вас интересует... — Д а , д а ... Д а в а й т е ее... С п а си бо больш ое! С казав это, спрятал он молитву за п а зу х у , сел и опять начал бриться. Скоро о седл ал и нам коней и поехали мы дальш е. Проводник, который дорогу должен указывать, на офицера все смотрит и языком щелкает от удивления на его посадку — офицер в сед­ ле как монгол сидит! Целый день мы с ним ехали н все разговаривали о здеш ни х д ел а х . Он уп орн о на своей точке стоит и н ад моими р а ссуж д ени ям и о вели ­ ких лю дя х , которые я зд е сь привож у, см еется. — Ч то ж ,— говорит,— господин ф илософ , вы Н ап ол еон а какой -ни ­ будь чайник за стави т е и зобр етать? Это неправильная у вас ф илософ ия , что великие лю ди обя заны одн о д о б р о дел ать . Кто р азруш ать все х о ­ чет, том у д о чайников д ел а нет. И договорил ся ом сам д о своего в зр ои сп ов едания , ск а за л , что всю жи знь к б у д д и зм у склонялся. я не вытерпел и говорю: — Какой ж е вы будди ст , с позволения сказать , когда вы к р о в ож а д ­ ность проповедуете? — А Д ж а -Л а м а сер дц е вырывал? — Это т ож е отклонение, и звр ащ ение, так сказать . — Ничего п одобного... Б у д ди зм со хр ан я ет чистоту д у х а , а т ел о — простая материя. Зач ем ж е мне т ело ж ал еть , р аз д у х бессм ер т ен ? — А зач ем вы с е б е молитву от пули взяли?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2