Сибирские огни, 1989, № 6
А д е л о так было, что при ехал в Х а л х у м ол одой ещ е человек из ас'^ р ахан ски х калмыков, по имени Д ж а -Л а м а . Говорили про него, что с м а лых л ет он послушником был у наш их м онгольских л ам , а посл е весь высший бож ественны й курс в Т и бете проходил , но п р ав да ли это — сам я ск а зать не могу. Н ачал эт от калмык монголов уговаривать насч ет войны с Китаем и заварил с р а зу такую кашу, что скоро приш лось ем у б еж а т ь , и г д е он п р оп адал целый год — никому д о сих пор н еи звестн о. В д р у г в У лясутай п р и е зж а е т китайский о тр я д и привозит пойм ан ного Д ж а -Л а м у . Руки у него скованы , л еж и т он в а р б е, а с з а д и солдаты ведут дв у х белы х вер блю дов , и на одном из них навьючен больш ой с у н д у к бел ой ж ести . Д о зн а л и сь китайцы, что пленник пробивал ся сейч а с из Т и б ета в Р оссию , и то гда велел ем у бам буковый оф иц ер открыть сундук . Д ж а -Л а м а говорит китайцу; — Я с вами говорить не б у д у , по зови т е к ого-ни будь из р усских. Д о с т а л и одн ого русского колониста, он и з-за п а зу хи у Д ж а -Л а м ы ключи вынул и открыл сундук . Китайцы кинулись к сун д ук у и с р а зу нашли паспорт совсем не на Д ж а -Л а м ы имя, а на д р у го е. В от тут ты его и возьми! Китайцы дальш е в сун дук не пол езли и отпустили Д ж а -Л а м у с миром . А п осл е пошел сл ух , что в сун д ук е было дв ой н о е дн о , и на этом дн е — бунтовщ ицкие бум аги , против китайцев написанны е. Д а л ьш е с Д ж а -Л ам о й опять чудесны е истории пошли. О бъявился он скоро у русского купца в д ом е, потом , говорят, встретил консула Шишова и с ним в Ургу у ех ал , а оттуда в Кяхту. Тут он вовсе запр оп ал на целых д есять л ет, и его д а ж е погибшим считали, но вдруг монголншки стали п ер едавать , что у н аш его о т в аж н о го путеш ественника К озлова появился проводник Ш и р еп -Л ам а , чудного вида человек и шибко для своего звания обр азованны й ; б о р о д а у него окладом , в лам ском х ал а т е ходит. В се решили, что это опять Д ж а - Л а ма за т ев а е т что-то, и так оно и вышло. Опять п ер едавать стали , что К о злов зап еч алил ся , когда сам не мог в Тибет попасть и решил туда своего проводника послать. П о ех ал Д ж а - Л ам а в Тибет, вернулся от туда и р азминул ся с Козловым , который ж д а л его, д а не д ож д а л с я , и сам двинулся в каменны е края и сгинул на дол го е время б ез вести. П ал на коня Д ж а -Л а м а и п о б еж ал в К обдо , к консулу Шишову. Стал просить он консула, чтоб тот его на розы ск и подм огу к К о злов у отправил. К онсул снарядил Д ж а -Л а м у , поехал он К о зл ов а искать и опять на десять л е т пропал. Об нем уж и забы вать начали, но вдруг видят его русски е лю ди у свойских купцов в К ар аш ар е; Д ж а -Л а м а у них, оказы вается , живет, только имя у него опять др угое, бороды нет. Слух больш ой про Д ж а - Л ам у по всей стр ан е пошел, и в то время мне его и привелось увидеть. Был я в гостях у одного князя в Хангельцике, и уви дел в первый раз Д ж а -Л а м у , не зн ая ещ е, что мы с ним приятелями бу д ем . Р о ст а он ср едн его был, плотный, широк в плечах, лицо широкое и улыбка по лиц у всегда, как паучок, бегает. Сидит он, пьет чай из круглой чашки, и ст о во, в прикуску, и все рассказы вает хозяину про Тибет д а Индию , гд е он бывал, д а про то ещ е, как он в ученом месте в П екине сл уж ил , как а ст р о ном, и составлял календари . Чего только он не знал; после выяснилось, что он на пяти я зы ках говорил и д а ж е санскритом владел , о котором я только из книжных т р у дов наслышан. Р ассм отр ел я его в первый раз хорош о. Д е р ж а л с я он с б л а г о р о д с т вом, а од ет был как-то странно. Сверху на нем — ватный х ал а т — китай ский покрой, на боках разрезы внизу, а под халатом — старый мундир казачий, сапоги верховые, т ож е русские. Р азгов ор у нас заш ел насчет китайцев. Д ж а -Л а м а мне и говорит: — Скоро буд ет больш ая п ер ем ена, ее н ар о д ж д е т и не д ож д е т с я !
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2