Сибирские огни, 1989, № 6

Николай САМОХИН ПОВЕСТЬ И РАССКАЗЫ Кйк это ни прискорбно сознавать, однако, представляя читателям новые произведе­ ния известного советского прозаика и постоянного автора нашего журнала. Николая Яковлевича Самохина, мы можем говорить о нем уже только в прошедшем времени. Безвременно ушел от нас писатель самобытный, яркий, талантливый, уже одно имя ко­ торого гарантировало читательский успех. : Родился Н. Самохин 1 августа 1934 г. в с. Утянка Алтайского края. После оконча­ ния Новосибирского института водного транспорта работал в проектном институте, ма­ стером на строительстве новосибирского Академгородка. Много лет отдал журналистике, будучи корреспондентом ряда газет, в том числе и 1 :Литературной газеты», а также от­ ветственным секретарем «Сибирских огней». Н. Самохиным за четвертьвековую литературную деятельность выпущено почти два десятка книг, где он с одинаковым успехом выступал и как блестящий юморист, сатирик, и как мастер остросоциальной и психологической прозы, о чем свидетельствуют, напри­ мер, широко известные его повести «Где-то в городе, на окраине», «Так близко, так дале­ ко», «Сходить на войну», «Наследство». В 1988 году Н. Самохин стал лауреатом премии имени Н. Г. Гарина-Михайловского. ...В записных книжках В. Шукшина есть интересная мысль: «Рассказчик пишет один большой роман, а оценивают его потом, когда роман дописан и автор умер». Думается, слова эти вполне приложимы к творческой судьбе Н. Самохина. Не столько потому, что он, как и его знаменитый коллега, по преимуществу новеллист, сколько потому, что каждое новое его произведение (независимо от жанра) становится своеобразным кирпи­ чиком в том едином и цельном художественном мироздании, которое всю свою жизнь возводил писатель. И, наверное, публикуемые ниже повесть и рассказы Н. Самохина, ко­ торые он передал в редакцию незадолго до своей кончины, тоже следует рассматривать как очередные главы (последние ли — судить будущим исследователям творчества писа­ теля) «единственного романа» Николая Самохина. .ТОМУ НАЗАД ВНЕЗАПНАЯ ПОВЕСТЬ Т акое, нарочитое внешне, оп р ед ел ени е ж ан р а — «внезапная по­ в е с т ь »— автор позаим ствовал у В. М. Ш укшина. Л е т дв адц ать с лишним н а за д (вряд ли кто из читателей и помнит) в ж у р н а л е «С и ­ бирские огни» Василий М акарович опубликовал п одборку р а сск а зов под общим названи ем — «внезапны е». И я, когда решился на этот труд, ни ­ чего б ол е е точного придумать не смог. Д е л о в том , что на повесть я сн а ­ чала не зам ахи в ал ся , а хотел написать полемическую статью . З уд ел и сь у меня руки схватиться кое с кем из моих коллег, а б ол е е всего — с Пусь- кнным Иннокентием Васильевичем , человеком ещ е д а л ек о не старым , но уж е крепко бородатым : как в буквальном , так и в мировоззренческом смысле. Я д а ж е подготовительную р аботу начал: о бл ож и л ся прои зв еде-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2