Сибирские огни, 1989, № 6

В от так примерно — вкратце. П о д р о б н ее свою теорию о н ео б х о д и м о ­ сти присутствия нищих в к аж д ом у в аж ающ ем себя го судар ств е и о про ­ грессивной роли их господин В ан -д ер -М ю л ь д е пытался впосл едствии из­ л ож ить Вите Ш убейкину и его приятелю Л ёв е К уски су, но не был д о с т а ­ точно понят по причине языкового бар ь ер а . Теперь, что касается Вити Ш убейкина. Витю т ож е о дн аж ды « за ел о » , го р а зд о раньш е, чем его будущ его , так сказать , спаррин г-п ар тн ера г о с ­ подина В ан -дер -М ю льде. П р авда , такое энергичное понятие, как « з а ­ ел о», несколько не личит смирном у человеку Вите Ш убейкину, но при хо ­ дится употр ебить его, пусть и с некоторой натяж кой . Витя не был у б еж д енны м тун еядц ем , не ж ел ающ им трудиться . Н а ­ обор от, он мог работать, как вол. И р або тал — н еделям и не вылезал из мастерской . Хотя вола вполне прозрачный, хри стосоподобны й Витя н а ­ поминал меньше всего. С к орее — он напоминал л ом к о е п о д зем н о е р а ст е­ ние, выросшее б ез света и в о зд у х а . С ходство с р астени ем у су г у бл я л и х у ­ ды е веснушчатые руки, длинн ая шея и мягкая б ел ес ая плесень на п о д б о ­ родке. Л ёв а Кускис так и звал его; «Д и тя п од зем елья » ,— имея в виду ещ е и то, что Витина м астер ская р а сп ол а гал а сь в полуп одвал е. Он ж е сочинил стихотворную надпи сь -эпитафию для будущ ей м ем ориальной доски худож ник а : Здесь жил анахорет Шубейкин, сшибал он на обед копейки. Относительно копеек на о б е д др у г Л ёв а был частично не прав: Ш у ­ бейкин не выпрашивал копейки — ем у их дарили . Тот ж е Кускис иногда подбрасывал, б ез отдачи , м ец енатствовал . Увы, несм отря на с ум а сш е д ­ шую р абото способн о сть , Витя Ш убейкин влачил полунищ ую ж и знь . Д е ­ л о в том , что н еордин арн о е его искусство было ч уж д о широким м ассам . Так, по крайней мере, считала б ессм енн ая начальница управл ения куль­ туры М у за Спиридоновна, а сл едом за ней — директор Х удож еств енн о го ф он да Генрих К аш каедов . «Массы это не пойм ут»,— говорили они. Справедливости ради н адо сказать , что К аш к аедов тайком сочув ст­ вовал Вите и чем мог старал ся подсобить ем у. П осл еднюю такую попыт­ ку он предпринял за год д о описываемых событий. Д и р ек тор ор га н и зо ­ вал Вите выгодный зак а з; написать многофигурную композицию для н о ­ вого Д в орц а пионеров, открывшегося в старом зд ан и и обл астн ой ф и л ар ­ монии,— нечто такое, вроде «Утра в Артеке». — Д л я пацанов-то, для пионэрии, поди, сум ееш ь ,— ск а зал Г ен ­ рих.— Осилишь, поди. Они там , учти, хотят, чтобы сза ди было синее м о ­ ре, белый п ар оход . Но именно синее, понял? Н е пурпурное. И б е з зу б ов . Н е строй из себя Чю рл ёниса. Витя успел со зда ть только одн у фигуру — мальчика-горниста. О, что это был за мальчик! В се у него горнило, то есть трубило. Т р у ­ били губы . Т р убило р а зв ерн увш ееся л отосом ухо. Трубил выстреливший в зенит воспаленный глаз! М альчик -петух, мальчик-оркестр, мальчик — ликующий вопль! Труба , как таковая , от сутствовала, но... все было е д и ­ ной восторж енной трубой ! Ч адолю бивая М уза Спиридоновна, увидев расчлененного горниста, тихо зап л ак ал а . Генрих К аш к а едов , содрогнувш ись побелевш им лицом , сказал ; «Ты сдур ел !» П о сл е чего за к а з был п ер едан в н ад еж ны е руки стар ого хал турщ и ­ ка Н аум а Зиф ерм ан а . Н аум не стал корчить из себя Чю рл ёни са. В сп ом ­ нив гипсовых горнистов своей юности, украш авш их аллеи парков куль­ туры и отдыха, он выстроил на ф он е идеально синего моря идеальную ш еренгу краснощ еких пионеров с толстыми ляж к ами — и со спокойной совестью ул ож ил в карман полторы тысячи р ублей . Б есср ебр еник Ш убейкин, посмотрев на р аботу м а эстр о Зиф ерм ан а , горестно прош ептал; «Стыдно». — А на подаяния жить не стыдно? — вскинулся стоявший рядом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2