Сибирские огни, 1989, № 6
цев, узурпировавших абсолютное право распоряж аться судьбами им подвластных людей, совершенно не нужна и не выгодна правда, как не выгодно им и возвращ ение в нормальный мир. Чтение повести В. Жилина вы зывает две довольно стойкие ассоциации: политиче скую (чилийскую хунту, например, превра тившую свою страну в такую ж е изолиро, ванную сферу) и литературную, связанную с замятинской антиутопией «Мы», где изо браж ено в чем-то схожее авторитарное самоизолированное государство. Пути изо. браж ения, правда, у каж дого из авторов различны. Если Зам ятин по своей стилис тике гротескно-условен, метафоричен, то Жилин при ультрасовременности фантасти ческого приема и экзотичности придуман ного им мира, тем не менее вполне реа листичен. З а это говорят образы героев по вести (особенно Стэна) — живые, зримые, достоверные. У беждает в этом и язык по вествования. Р ассказ ведется от имени беспризорного юноши Стэна, выросшего в ж естокой атмосфере уличной стаи, на весьма причудливом сленге, естественного для этого парня и вполне соответствующего тому детективно-приключенческому ключу, в котором написана повесть. Р яд произведений научной фантастики в ж урнале «Уральский следопыт» посвящен проблемам нравственного состояния чело века будущего. Ученые из рассказа Сергея Д ругаля «Обостренное восприятие» (1987, № 5) соз даю т для первой звездной экспедиции ро бот нового поколения, который должен уметь делать все и вдобавок «любить х о зяина». Причем это долж на быть «не рас суждающ ая, не зависящ ая от привходя щих обстоятельств, не требующая взаим ности, неустанная, единственная и всепро щ ающ ая любовь». Д л я этого («так любить мож ет только собака») решили использо вать мозг собаки; то есть, пытаясь синте зировать живой мозг и машину, пошли по пути совмещения несовместимого, и не по тому несовместимого, что проблема была технически не выполнима, а потому, что возникали сложнейшие нравствен, ные аспекты во взаимоотношениях чело века и киборга. Ведь «любовь в чистом ви де», которой пытались наделить робота его создатели,— субстанция отнюдь не техни ческая, а духовная, не поддающаяся про граммированию, и игнорирование данного обстоятельства, как и вообще фетишизация научно-технического прогресса,— преду преждает своим рассказом С. Д ругаль,— может человеку дорого обойтись. Роман Продольный в рассказе «Тысяча жизней» (1987, № 6) фантастическими средствами проводит мысль о том, что мно гие жизни в одной человеку позволяет про жить по-настоящему не изощренная биотех ника, которая дает только количественное продление существования, а великая ду ховная сила литературы и искусства. Герой рассказа, космонавт-разведчик, с помощью биологических матриц прожив девять сро ков, возвращ ается, наконец, на родную землю и однажды попадает в театр, где даю т «Гамлета». Спектакль потрясает му жественного и отважного человека, насмо тревшегося всякого в многочисленных сво их космических путешествиях. И здесь, в театре, он впервые почувствовал, что ж и вет жизнью, вмещающей в себя жизни ему незнакомых, но близких в помыслах и по ступках, людей. И у героя рассказа Геннадия Дурнайкина «Час идет» (1987, № 6) есть прекрасная возможность с помощью чудесного аппара та, внешних превращений» «начать путь без поглощающего энергию и жизнь ярма не нужных благ». Однако и он не спешит встать на этот путь, поскольку сознает, что никакие блага, никакая их доступность не заменят высшего блага и счастья оставать ся всегда самим собой. Впрочем, «сознает» в данном контексте звучит, пож алуй, слиш ком определенно, ибо рассказ-то как раз получился художественно не допроявлен- ным, расплывчатым, мож ет быть, потому, что фантастический кристалл, через который пропущены события, не дал четкого изобра ж ения. С рассказами Р. Продольного и Г. Д у р найкина во многом перекликается повесть Георгия Гуревича «Ордер на молодость» (1988, № 6 —8). Юш Ольгин — главный герой произведе ния — накануне своего шестидесятилетия встает, в принципе, перед тем ж е выбором: остаться самим собой, прежним, или, те перь уж е с помощью «биологического про граммирования организма», омолодиться и начать более интересную, более яркую жизнь. Обдумывая этот нелегкий вопрос, Юш Ольгин прокручивает свою жизнь с самого детства и все ж е не решается воспользо ваться «ордером на молодость», несмотря на то, что прожил самую обыкновенную по меркам своего времени (а действие повести происходит в довольно отдаленном буду щем) жизнь — звездолетчиком не стал, ни чего выдающегося не совершил, всю жизнь оставаясь честным, добросовестным строите лем, красивая девушка, первая его любовь, связать с ним судьбу не захотела... Ч то ж е — еще один вариант сюжета с омоложением? Не совсем так. Во всяком случае, не им одним и не картинами прек расного будущего, которые, кстати, выпи саны очень неплохо, с интересными запоми нающимися подробностями и деталями, привлекательна повесть «Ордер на моло дость». Еще большая ее притягательность — в нравственном осмыслении бытия, в утвер ждении непреходящей актуальности в а ж нейших общечеловеческих ценностей, над которыми время не властно. Путь самопознания и самосовершенство. вания нескончаем, и никакой прогресс не в силах его укоротить,— утверж дает всем хо дом повествования Г. Гуревич. И не слу чайно Юш Ольгин — человек из будущего, несмотря на полное общественное благо денствие, проходит, в сущности, тот ж е, что и каждый из нас нынче, тернистый путь духовного становления, собственным опы том постигая давно, казалось бы, открытое и отложившееся в судьбе десятков и сотен предшествовавших поколений. Н аписана повесть Г. Гуревича в несколь ко непривычной для фантастики испове дальной манере, но в то ж е время отлича. ется классической ясностью и строгостью стилистического рисунка, в котором от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2