Сибирские огни, 1989, № 6
лезненное честолюбие борется в нем с осоз нанием античеловечности его поступков, которые ведут к страданию и ж ертвам ни в чем не повинных людей. Вот как опи сывает чувства своего героя М. Орлов пос ле одной из удачно проведенных за пуль том операций: «Ему было приятно, что он вы держ ал экзамен. Его ум, оперирующий таким множеством переменчивых данных, решил задачу, которую никто, кроме него, не мог решить. И все ж е по спине бегали му рашки. Он знал, что в этой аф рикан ской стране сейчас полыхают пож ары , под обломками зданий задыхаю тся люди, и вся земля покрылась пеплом и дымом». Э то его состояние в чем-то, вероятно, можно сравнить с состоянием американ ских летчиков, летевших бомбить Хироси му и Нагасаки. Нетрудно предположить, куда бы могла завести эта демоническая игра, в которой на карту поставлены страны и континенты, однако со временем М ак-Кракен начинает чувствовать, что кто-то незримо противо стоит ему, умело разруш ая его комбинации. Он узнает стиль и почерк своего главного соперника — И вана Самохина — единствен ного ш ахматиста, у которого ему не у д а в а лось выигрывать. Фигура Самохина несет в рассказе осо бую нагрузку. С одной стороны, он олице творяет собой идею паритета, невозм ож ности чьего-либо военного превосходства, а с другой — образ его символизирует про тивоборствующую Злу силу Д обра, кото рая, защ ищ ая человека, сама не стремится к разрушению и уничтожению. Сколько раз М ак-К ракен ловил себя на промахах, ко торыми бы сам он, на месте Самохина, не преминул бы воспользоваться. Самохин же, нейтрализовав силы противника, никогда не наносил заверш ающ его удара. Н равственная раздвоенность дорого об ходится М ак-Кракену. Он сходит с ума. Правда, впрямую автор об этом не гово рит. Но читатель видит, как все тяж елее герою рассказа садиться за пульт, как пы тается он утопить свои сомнения в вине, как все чаще являю тся его воспаленному воображению крылатые голубоглазые феи из того мира, которому он несет смерть и разрушения, и выводы напрашиваю тся са ми собой. Возможно, я и ошибусь, но все ж е ри скну назвать рассказ М. Орлова «В долине голубоглазых фей» одним из самых инте ресных произведений этого ж анра в со ветской фантастике последних лет. И не только из-за его злободневной направлен ности или сюжетной оригинальности (хотя и этого здесь не отнимешь). Привлекает рассказ еще и психологической точностью, достоверностью характера героя, самобы т ной изобразительной манерой автора, бла годаря которой довольно ж есткая логиче. екая конструкция сюжета обрастает под линно художественной плотью. Немалый интерес вы зывает повесть Вик тора Жилина «День свершений» (1987, № 2—3). Это тож е, как и «Скорпион» Е. Д розда, антиутопия. Д аж е, я бы сказал, более ярко выраж енная антиутопия. Все мы хорошо помним необычную стра ну Плутонию, созданную известным ученым и фантастом В. Обручевым на страницах од ноименной книги. Н аходилась она внутри земной сферы. Сферически замкнутый мир изображ ен и в повести В. Ж илина. П равда, природа и назначение его совсем другие. Когда-то, лет за двести до описываемых событий, «все висело на волоске: быть или не быть? Мир тогда раскололся: одни го товились, казалось, к неизбежному, др у гие — всеми силами старались остановить безумие, а кто-то надеялся отсидеться». К этим «К ТО -ТО » относились и правители од ной маленькой страны, у которых возник «бредовый план: локально свернуть про странство, переж дать в коконе мировой пож ар и вернуться в большой мир един ственными хозяевами». Последствия опас ных экспериментов оказались трагически ми — «неуправляем ая коллаж ная реакция, взрыв... Страну, словно зонтиком, накрыла зам кнутая сфероволна. Физическое время сместилось вперед на доли секунды, схлоп- нулось, свернулось внутри колоссальной вращ ающейся сферы!..» Только через двести лет жителям остальной части Земли удает ся проткнуть сферу и заслать внутрь ее спецгруппу для подготовки к полному рас крытию сферы. Историю создания сферы мы узнаем го раздо позже, но именно с этого момента, с момента появления в Семисферье группы с Большой земли и разворачивается дейст вие повести, написанной очень динамично, в детективно-приключенческом ключе. Груп па, вместе с примкнувшим к ней абориге ном по имени Стэн, пробирается в столицу Семисферья, чтобы там взяться за осу ществление своей задачи. С разу ж е группу засекаю т власти страны и начинается пре следование... Надо отдать долж ное автору — он умеет держ ать читателя в постоянном нап ряж е нии. И не только благодаря интриге и чисто приключенческому антураж у. С тра нен, причудлив, ирреален сам мир Семи сферья с его ложными солнцами, принима ющими различное обличье мнимонами, зм е еголовами и прочими природными феноме нами этой страны. Но вот м ало-помалу сюжетный клубок распутывается, группа достигает цели сво его путешествия и... оказывается, что глав ные неожиданности еще впереди. Д ело в том, что предпринятый двести лет назад эксперимент, принесший простым жителям этой страны много бед, был напрасным: силы мира и разум а восторж ествовали, и война больше уж е не возникала на плане те. Что ж , ситуация вполне д аж е типичная: можно провести немало аналогий, вспом нить в мировой истории немало случаев, когда целые народы оставались ни с чем по вине глупости, безответственности или непомерных амбиций своих руководителей. Правители Семисферья подозревают и д а ж е, мож ет быть, знают наверняка, что за пределами Сферы войны не было. И тем не менее не только не делаю т каких-либо по пыток вырваться наружу, но, напротив, тщательно контролируют целостность сво его огромного искусственного кокона. Они лгут своему народу, пугают его атомной войной, которая якобы спалила все за пре делами Семисферья. Они создали свой миф о божественном возникновении Семисферья,- насадили религию, жрецы которой всячески поддерживали этот миф. Кучке властолю б
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2