Сибирские огни, 1989, № 6

лезненное честолюбие борется в нем с осоз­ нанием античеловечности его поступков, которые ведут к страданию и ж ертвам ни в чем не повинных людей. Вот как опи­ сывает чувства своего героя М. Орлов пос­ ле одной из удачно проведенных за пуль­ том операций: «Ему было приятно, что он вы держ ал экзамен. Его ум, оперирующий таким множеством переменчивых данных, решил задачу, которую никто, кроме него, не мог решить. И все ж е по спине бегали му­ рашки. Он знал, что в этой аф рикан­ ской стране сейчас полыхают пож ары , под обломками зданий задыхаю тся люди, и вся земля покрылась пеплом и дымом». Э то его состояние в чем-то, вероятно, можно сравнить с состоянием американ­ ских летчиков, летевших бомбить Хироси­ му и Нагасаки. Нетрудно предположить, куда бы могла завести эта демоническая игра, в которой на карту поставлены страны и континенты, однако со временем М ак-Кракен начинает чувствовать, что кто-то незримо противо­ стоит ему, умело разруш ая его комбинации. Он узнает стиль и почерк своего главного соперника — И вана Самохина — единствен­ ного ш ахматиста, у которого ему не у д а в а ­ лось выигрывать. Фигура Самохина несет в рассказе осо­ бую нагрузку. С одной стороны, он олице­ творяет собой идею паритета, невозм ож ­ ности чьего-либо военного превосходства, а с другой — образ его символизирует про­ тивоборствующую Злу силу Д обра, кото­ рая, защ ищ ая человека, сама не стремится к разрушению и уничтожению. Сколько раз М ак-К ракен ловил себя на промахах, ко­ торыми бы сам он, на месте Самохина, не преминул бы воспользоваться. Самохин же, нейтрализовав силы противника, никогда не наносил заверш ающ его удара. Н равственная раздвоенность дорого об ­ ходится М ак-Кракену. Он сходит с ума. Правда, впрямую автор об этом не гово­ рит. Но читатель видит, как все тяж елее герою рассказа садиться за пульт, как пы ­ тается он утопить свои сомнения в вине, как все чаще являю тся его воспаленному воображению крылатые голубоглазые феи из того мира, которому он несет смерть и разрушения, и выводы напрашиваю тся са­ ми собой. Возможно, я и ошибусь, но все ж е ри­ скну назвать рассказ М. Орлова «В долине голубоглазых фей» одним из самых инте­ ресных произведений этого ж анра в со­ ветской фантастике последних лет. И не только из-за его злободневной направлен­ ности или сюжетной оригинальности (хотя и этого здесь не отнимешь). Привлекает рассказ еще и психологической точностью, достоверностью характера героя, самобы т­ ной изобразительной манерой автора, бла­ годаря которой довольно ж есткая логиче. екая конструкция сюжета обрастает под­ линно художественной плотью. Немалый интерес вы зывает повесть Вик­ тора Жилина «День свершений» (1987, № 2—3). Это тож е, как и «Скорпион» Е. Д розда, антиутопия. Д аж е, я бы сказал, более ярко выраж енная антиутопия. Все мы хорошо помним необычную стра­ ну Плутонию, созданную известным ученым и фантастом В. Обручевым на страницах од­ ноименной книги. Н аходилась она внутри земной сферы. Сферически замкнутый мир изображ ен и в повести В. Ж илина. П равда, природа и назначение его совсем другие. Когда-то, лет за двести до описываемых событий, «все висело на волоске: быть или не быть? Мир тогда раскололся: одни го­ товились, казалось, к неизбежному, др у ­ гие — всеми силами старались остановить безумие, а кто-то надеялся отсидеться». К этим «К ТО -ТО » относились и правители од ­ ной маленькой страны, у которых возник «бредовый план: локально свернуть про­ странство, переж дать в коконе мировой пож ар и вернуться в большой мир един­ ственными хозяевами». Последствия опас­ ных экспериментов оказались трагически­ ми — «неуправляем ая коллаж ная реакция, взрыв... Страну, словно зонтиком, накрыла зам кнутая сфероволна. Физическое время сместилось вперед на доли секунды, схлоп- нулось, свернулось внутри колоссальной вращ ающейся сферы!..» Только через двести лет жителям остальной части Земли удает­ ся проткнуть сферу и заслать внутрь ее спецгруппу для подготовки к полному рас­ крытию сферы. Историю создания сферы мы узнаем го­ раздо позже, но именно с этого момента, с момента появления в Семисферье группы с Большой земли и разворачивается дейст­ вие повести, написанной очень динамично, в детективно-приключенческом ключе. Груп­ па, вместе с примкнувшим к ней абориге­ ном по имени Стэн, пробирается в столицу Семисферья, чтобы там взяться за осу­ ществление своей задачи. С разу ж е группу засекаю т власти страны и начинается пре­ следование... Надо отдать долж ное автору — он умеет держ ать читателя в постоянном нап ряж е­ нии. И не только благодаря интриге и чисто приключенческому антураж у. С тра­ нен, причудлив, ирреален сам мир Семи­ сферья с его ложными солнцами, принима­ ющими различное обличье мнимонами, зм е­ еголовами и прочими природными феноме­ нами этой страны. Но вот м ало-помалу сюжетный клубок распутывается, группа достигает цели сво­ его путешествия и... оказывается, что глав­ ные неожиданности еще впереди. Д ело в том, что предпринятый двести лет назад эксперимент, принесший простым жителям этой страны много бед, был напрасным: силы мира и разум а восторж ествовали, и война больше уж е не возникала на плане­ те. Что ж , ситуация вполне д аж е типичная: можно провести немало аналогий, вспом­ нить в мировой истории немало случаев, когда целые народы оставались ни с чем по вине глупости, безответственности или непомерных амбиций своих руководителей. Правители Семисферья подозревают и д а ­ ж е, мож ет быть, знают наверняка, что за пределами Сферы войны не было. И тем не менее не только не делаю т каких-либо по­ пыток вырваться наружу, но, напротив, тщательно контролируют целостность сво­ его огромного искусственного кокона. Они лгут своему народу, пугают его атомной войной, которая якобы спалила все за пре­ делами Семисферья. Они создали свой миф о божественном возникновении Семисферья,- насадили религию, жрецы которой всячески поддерживали этот миф. Кучке властолю б

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2