Сибирские огни, 1989, № 6
тастики и д аж е... рыцарского средневеко вого романа. Особенно все это характерно для нача ла оперы, своеобразной ее увертюры, где рассказы вается о космическом походе в л а детельного ленника (нечто вроде удель ного князя) эрл а Асмура и его дружины. Магические карты , на которых гадает вы сокородный эрл, указываю т, какие звездные миры надо покорить дж асперянам . И вот десять космических конкистадоров отправ ляю тся в меж звездный крестовый поход, только покоряют и захваты ваю т не страны и материки, а планеты, на которых истреб ляю т их аборигенов — чудовищных монст ров. Есть, разумеется, и рыцарские подвиги. О днаж ды Асмур на крылатом своем коне (тут не м етафора — дж асперианские ры ца ри отправляю тся в путешествие по Вселен, ной вместе с конями-пегасами, которые слу ж ат им на завоевы ваемы х планетах луч шим транспортом) бросается в огненную пучину горящего леса и достает оттуда пу чок диковинных перьев местного экзотич ного животного в подарок возлюбленной, чем вы зывает еще большее благоговение со стороны своих вассалов... Короче говоря, приключений и страстей на тропе звездной войны, которую ведут дружинники Асмура, хватает. А вторская ф антазия в этом сказочном представлении бры зж ет через край, заставл яя говорить скорей уж е не о ее богатстве, а об ее р аз гуле. Хотя, как ни парадоксально, особой оригинальности в этих фантастических ф е ериях нет: очень уж явно местами просм ат ривается питающий придумки автора ис точник — зап адн ая фантастика (особенно киноф антастика), посвящ енная «звездным войнам». Вместе с тем, справедливости ради, не могу не отметить композиционную строй ность и стилевую цельность увертюры кос мической оперы О. Л арионовой — той час ти повествования, которая посвящена по ходу друж ины Асмура. Увертюра вы дер ж ан а в едином ключе, достаточно прочен залож енный в ней детективный фундамент, на котором, в общ ем-то, и держ ится вся вещь. Во всяком случае, автор сумел сде лать так, чтобы тайна крэгов (птиц-поводы- рей дж аспериан) тревож но ощ ущ алась с первых и до последних страниц и остава лась бы неразгаданной до самого финала. Главные ж е события, оперы разворачи ваю тся с появлением на сцене двух кос- монавтов-землян, которых рыцари экспе диции Асмура либо пленяют, либо похи щ ают (толком не ясно) с орбитальной стан, ции М арса. Ход событий резко меняется и начинается по сути уж е другое произве дение с другой точкой отсчета. Кстати, глава, где впервые появляю тся земляне, так и назы вается — «А с другой стороны...» «С другой» — значит, со стороны земных персонаж ей Юргена и Ю хана, через к о торых теперь проходят все Сюжетные и смысловые нити и глазам и которых видит теперь читатель планету Дж аспер. Но если в увертюре при всех перехлестах авторской фантазии были внутренняя л о гичность и смысловая обусловленность, как-то примирявшие с фантасмагорической избыточностью, то в основной (назовем ее так) части повествования сюж етная цель ность и мотивированность то и дело рвут ся, подменяются эклектичным н агром ож де нием очень случайных, просто непонятных порой событий и эпизодов, «таинственных» часто именно ввиду их аллогичности. Ну ладно, допустим, для жителей Д ж а с пера нет проблем с перемещениями в прос транстве: они в момент могут оказаться в любой точке Вселенной. Но ведь такой способностью не обладаю т герои-земляне, тем не менее они тож е оказы ваю тся на Дж аспере. Или другая, явная, в угоду з а к ручивания сюжета, н атяж к а. Асмур умирает и по законам своей планеты завещ ает свою ж ену, красавицу Сэниа, тому, кто первым поцелует ее. Первым по совершенно неле пой случайности делает это Юрген. Они с Ю ханом вдруг оказы ваю тся (тож е непо нятно как) в спальне Сэниа, и Юрген, ж е лая убедиться, нет ли у больной, по его мнению, девушки температуры , пробует губами ее лоб. Поцелуя фактически не бы ло, но прецендент создан: Сэниа как спя щ ая царевна воспрянула ото сна и н азвала землянина, который, м еж ду прочим, видит ся дж асперианам страшным чудовищем, своим супругом, чем вы звала раздор и сва ру в стране. На Д ж асп ер е начинается м еждоусобица, в которой земляне, как и в повести А. Андреева «Звезды последний луч», принимают активное участие. А по путно Юрген с Ю ханом разгады ваю т страшную тайну крэгов. Я вляясь поводы ря ми слепых дж аспериан, они тем не менее заставляю т видеть их только то и так, как хотят сами крэги. Именно они и стали под линными властителями Дж асп ера. Запутанный сюжетный лабиринт, однако, выводит на весьма банальный финал: Ю р ген и Сэниа отправляю тся на Землю за подмогой, чтобы потом вернуться и про долж ить борьбу. Иначе говоря, автор пред лагает один из далеко не самых лучших вариантов концепции благотворного в л и я ния космических пришельцев (в данном случае — землян) на развитие и прогресс других цивилизаций. Большой просчет автора «Звездочки Во-Лбу» еще и в том, что он старается поразить преж де всего внешним рисунком повествования и мало заботится о психо логической достоверности и худож ественной убедительности, полагая, видимо, что о б щ елитературны е законы ф антастики не ка саются. В результате мы имеем то, что имеем: довольно примитивное космическое чтиво, где в мельтешении приключенческого сюж ета образы оказались подменены м ас ками, характеры — готовыми штампами, а конфликты — погонями и перестрелками. Кос.мос — разум еется, не единственная тема ф антастики «Уральского следопыта». Н ем ало в ж урнале произведений, где пред принимаются попытки предугадать наше земное будущее. И не всегда предполож ения такого рода оптимистичны. П оявляю тся повести-предупреж дения, антиутопии, где ф антасты рисуют нерадостны е картины пос ледствий глобальны х катастроф , на которые люди могут обречь сами себя своим не- разумением или отсутствием доброй воли. В повести Евгения Д р о зд а «Скорпион» (1988, № 5) перед нами предстает ж у т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2