Сибирские огни, 1989, № 6

тастики и д аж е... рыцарского средневеко­ вого романа. Особенно все это характерно для нача­ ла оперы, своеобразной ее увертюры, где рассказы вается о космическом походе в л а­ детельного ленника (нечто вроде удель­ ного князя) эрл а Асмура и его дружины. Магические карты , на которых гадает вы ­ сокородный эрл, указываю т, какие звездные миры надо покорить дж асперянам . И вот десять космических конкистадоров отправ­ ляю тся в меж звездный крестовый поход, только покоряют и захваты ваю т не страны и материки, а планеты, на которых истреб­ ляю т их аборигенов — чудовищных монст­ ров. Есть, разумеется, и рыцарские подвиги. О днаж ды Асмур на крылатом своем коне (тут не м етафора — дж асперианские ры ца­ ри отправляю тся в путешествие по Вселен, ной вместе с конями-пегасами, которые слу­ ж ат им на завоевы ваемы х планетах луч­ шим транспортом) бросается в огненную пучину горящего леса и достает оттуда пу­ чок диковинных перьев местного экзотич­ ного животного в подарок возлюбленной, чем вы зывает еще большее благоговение со стороны своих вассалов... Короче говоря, приключений и страстей на тропе звездной войны, которую ведут дружинники Асмура, хватает. А вторская ф антазия в этом сказочном представлении бры зж ет через край, заставл яя говорить скорей уж е не о ее богатстве, а об ее р аз­ гуле. Хотя, как ни парадоксально, особой оригинальности в этих фантастических ф е­ ериях нет: очень уж явно местами просм ат­ ривается питающий придумки автора ис­ точник — зап адн ая фантастика (особенно киноф антастика), посвящ енная «звездным войнам». Вместе с тем, справедливости ради, не могу не отметить композиционную строй­ ность и стилевую цельность увертюры кос­ мической оперы О. Л арионовой — той час­ ти повествования, которая посвящена по­ ходу друж ины Асмура. Увертюра вы дер­ ж ан а в едином ключе, достаточно прочен залож енный в ней детективный фундамент, на котором, в общ ем-то, и держ ится вся вещь. Во всяком случае, автор сумел сде­ лать так, чтобы тайна крэгов (птиц-поводы- рей дж аспериан) тревож но ощ ущ алась с первых и до последних страниц и остава­ лась бы неразгаданной до самого финала. Главные ж е события, оперы разворачи­ ваю тся с появлением на сцене двух кос- монавтов-землян, которых рыцари экспе­ диции Асмура либо пленяют, либо похи­ щ ают (толком не ясно) с орбитальной стан, ции М арса. Ход событий резко меняется и начинается по сути уж е другое произве­ дение с другой точкой отсчета. Кстати, глава, где впервые появляю тся земляне, так и назы вается — «А с другой стороны...» «С другой» — значит, со стороны земных персонаж ей Юргена и Ю хана, через к о ­ торых теперь проходят все Сюжетные и смысловые нити и глазам и которых видит теперь читатель планету Дж аспер. Но если в увертюре при всех перехлестах авторской фантазии были внутренняя л о ­ гичность и смысловая обусловленность, как-то примирявшие с фантасмагорической избыточностью, то в основной (назовем ее так) части повествования сюж етная цель­ ность и мотивированность то и дело рвут­ ся, подменяются эклектичным н агром ож де­ нием очень случайных, просто непонятных порой событий и эпизодов, «таинственных» часто именно ввиду их аллогичности. Ну ладно, допустим, для жителей Д ж а с ­ пера нет проблем с перемещениями в прос­ транстве: они в момент могут оказаться в любой точке Вселенной. Но ведь такой способностью не обладаю т герои-земляне, тем не менее они тож е оказы ваю тся на Дж аспере. Или другая, явная, в угоду з а к ­ ручивания сюжета, н атяж к а. Асмур умирает и по законам своей планеты завещ ает свою ж ену, красавицу Сэниа, тому, кто первым поцелует ее. Первым по совершенно неле­ пой случайности делает это Юрген. Они с Ю ханом вдруг оказы ваю тся (тож е непо­ нятно как) в спальне Сэниа, и Юрген, ж е­ лая убедиться, нет ли у больной, по его мнению, девушки температуры , пробует губами ее лоб. Поцелуя фактически не бы ­ ло, но прецендент создан: Сэниа как спя­ щ ая царевна воспрянула ото сна и н азвала землянина, который, м еж ду прочим, видит­ ся дж асперианам страшным чудовищем, своим супругом, чем вы звала раздор и сва­ ру в стране. На Д ж асп ер е начинается м еждоусобица, в которой земляне, как и в повести А. Андреева «Звезды последний луч», принимают активное участие. А по­ путно Юрген с Ю ханом разгады ваю т страшную тайну крэгов. Я вляясь поводы ря­ ми слепых дж аспериан, они тем не менее заставляю т видеть их только то и так, как хотят сами крэги. Именно они и стали под­ линными властителями Дж асп ера. Запутанный сюжетный лабиринт, однако, выводит на весьма банальный финал: Ю р­ ген и Сэниа отправляю тся на Землю за подмогой, чтобы потом вернуться и про­ долж ить борьбу. Иначе говоря, автор пред­ лагает один из далеко не самых лучших вариантов концепции благотворного в л и я­ ния космических пришельцев (в данном случае — землян) на развитие и прогресс других цивилизаций. Большой просчет автора «Звездочки Во-Лбу» еще и в том, что он старается поразить преж де всего внешним рисунком повествования и мало заботится о психо­ логической достоверности и худож ественной убедительности, полагая, видимо, что о б ­ щ елитературны е законы ф антастики не ка­ саются. В результате мы имеем то, что имеем: довольно примитивное космическое чтиво, где в мельтешении приключенческого сюж ета образы оказались подменены м ас­ ками, характеры — готовыми штампами, а конфликты — погонями и перестрелками. Кос.мос — разум еется, не единственная тема ф антастики «Уральского следопыта». Н ем ало в ж урнале произведений, где пред­ принимаются попытки предугадать наше земное будущее. И не всегда предполож ения такого рода оптимистичны. П оявляю тся повести-предупреж дения, антиутопии, где ф антасты рисуют нерадостны е картины пос­ ледствий глобальны х катастроф , на которые люди могут обречь сами себя своим не- разумением или отсутствием доброй воли. В повести Евгения Д р о зд а «Скорпион» (1988, № 5) перед нами предстает ж у т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2