Сибирские огни, 1989, № 6

милея) к тем ж е художественньлм высотам, на которые поднял свое произведение его предшественник. Но вот этого всего повести А. Андреева остро и не хватает. Бледными, второпях сня­ тыми с прекрасного оригинала, копиями вы глядят знакомы е уж е персонажи. Ху­ дож ественно бледны, невыразительны , ма­ локровны и новые. П равда, в предисловии к повести « З в ез­ ды последний луч» ф антаст Сергей Сне­ гов, предупреж дая, видимо, возможны е уп­ реки в адрес молодого коллеги, пишет: «Следует сразу оговориться: по своим худож ественным достоинствам повесть А. Андреева сравнения с великим тво­ рением А. Толстого, конечно, не вы держ и­ вает. Но она мож ет представить инте­ рес дл я читателя как образец того, как с та ­ рая задача м ежпланетного рейса соверш а­ ется средствами новой техники и писа­ тельскими приемами современной научной фантастики». Ч то ж , примем во внимание предлож ен­ ную поправку, пам ятуя о том, что х у д ож ­ ника надо судить по законам, им самим для себя принятым (будем считать, что в данном случае автор повести и автор пре­ дисловия солидарны в правилах игры ). Но д аж е и с этих позиций ничего действитель­ но нового, оригинального при всем ж е л а ­ нии в повести А, Андреева не обнаруж ить. Не считать ж е сногсшибательной новинкой пресловутую машину времени, с помощью которой Ф еоктистов перемещается в н уж ­ ные ему времена и эпохи, Всей-то новиз­ ны тут — современная ЭВМ, куда зак л ады ­ вается программа посещения, да загад о ч ­ ный «мезонный ключ» — нечто, похоже, вроде пульта дистанционного управления, с помощью которого можно сам остоятель­ но возвращ аться в настоящее. Не обнаруж ил я и того, «как старая з а ­ дача межпланетного рейса соверш ается средствами новой техники», поскольку космический полет у А. Андреева, как и в романе А. Толстого, проходит в том ж е са­ мом металлическом «яйце», который при­ дум ал инженер Лось. Д а ж е топливом слу­ ж ит знакомый читателю «Аэлиты» ул ьтра­ луддит. Не заметно, чтобы А. Андреев использо­ вал в своем произведении и «писательские приемы современной научной фантастики». Скорее наоборот — он просто пользуется тем, что оставил в наследство его великий предшественник, а точнее говоря, почти це­ ликом переносит в свою повесть сюжетную схему «Аэлиты», к тому ж е наполняя ее со­ держ анием , удивительно похожим на про­ исходящее в романе А. Толстого. Снова Сын Неба и его сподвижник (Лось и Ф еок­ тистов) собирают под свои знамена всех не­ довольных диктатом Тускуба, снова разво­ рачиваю тся революционно-боевые действия. Только теперь на месте отчаянного рубаки, бывшего красногвардейца Гусева — супер­ мен-технарь Феоктистов. А вот заканчивается повесть «Звезды последний луч» и впрямь неожиданно. О с­ вободив Аэлиту, Л ось и Ф еоктистов о ста­ ются на М арсе навсегда. Л ось — потому что не м ож ет без своей возлюбленной, как не мож ет и улететь с ней на Землю (Аэли­ та не вы держит космических перегрузок). Феоктистов остается, чтобы... обучать м ар ­ сиан-подпольщиков, борющихся за социаль­ ное равенство и справедливость, науке о развитии общ ества. И, в общ ем .то, это, по­ ж алуй, единственное, на что хватило авто­ ру фантазии. Ну, а традиции? Если видеть в них под. раж ание и копирование, а не творческое развитие, то этого в повести «Звезды пос­ ледний луч» в избытке. Хотя одна из т р ад и ­ ций фантастики 20-х годов в повести А. Андреева, как, впрочем, и в некоторых других современных произведениях этого ж ан р а, в том числе и опубликованных в «Уральском следопыте», действительно просматривается. Я имею в виду космический вариант идеи мировой революции, который был так по­ пулярен у первых советских ф антастов. Идеей этой, собственно, и вдохновляю тся у А. Толстого Л ось и Гусев, оказавш ись на М арсе. Однако не отказы ваю тся от вм е­ ш ательства в дела марсианского общ ест. ва и персонаж и повести «Звезды послед­ ний луч», хотя, если рассудить, Ф еоктис­ тов, посланец более позднего времени и эпо­ хи с более развитым общественным соз­ нанием и более совершенными отношениями, долж ен был бы учитывать, что идея миро­ вой революции, о которой страстно пек­ лись первопроходцы страны Советов, в принципе, себя изж ила, не вы держ ала ис­ пы тания временем, что классовая борьба д аж е на Зем ле принимает порой самые не­ ож иданны е формы, далекие иной раз от классического противостояния политичес­ ких антагонистов. И, кстати, наш а совре­ менная реальность достаточно убедительно доказы вает, что экспорт и эскалация д аж е самых, казалось бы, благородных идей редко бывают плодотворными и продук. тивными. Это тож е долж ен был учитывать посланец вы сокоразвитого общ ества, соб­ равшийся обучать марсиан азбуке общ ест­ воведения своей (подчеркиваю — с в о е й ) планеты. Что ж , скаж ет иной читатель, силен м аг­ нетизм традиции. Но я полагаю , что здесь уж е не традиция, а инерция мышления, которая не дает старые темы и проблемы увидеть новыми глазами, как это произош ­ ло, скаж ем , в рассказе того ж е М. О рло­ ва. Инерция эта достаточно сильна и мож ет проявляться в произведениях фантастики самых современных форм. Несомненно, к числу едва ли не самых современных в формальном отношении можно отнести космическую оперу Ольги Л арионовой «Звездочка В о-Л бу (Ч акра К ентавра)», опубликованную в первых че­ тырех номерах «Уральского следопыта» за 1988 год. К научной фантастике данная вещь, как и вообще все произведения этого, я бы сказал, синтетического ж ан р а, имеет весь­ ма отдаленное отношение. От научной ф ан ­ тастики здесь сохранился некоторый кос­ мический антураж вроде лазерного оруж ия, роботов, нуль-переходов, которыми вл ад е­ ют жители планеты Дж аспер. В остальном ж е — это романтическая сказка со всеми присущими ей условностями и экзотич­ ностью. Хотя, с другой стороны, перед н а ­ ми обыкновенный космический боевик, где меж звездные приключения перемеж аю тся с элементами детектива, исторической ф ан

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2