Сибирские огни, 1989, № 6
тической литературе существует настолько много, что найти нечто действительно оригинальное как в смысле самой ситуации, так и возникающих при этом проблем, с та новится с каж ды м разом , с каж дой новой попыткой все труднее, в чем лишний раз убеж даеш ься, прочитав рассказ М ихаила Татьянина «Он улетел» (1987, № 8). Уединение влюбленных молодых лю дей — ученого Алеши и его невесты, от л и ца которой ведется рассказ,— наруш ает появление инопланетянина, который пред стает в образе призрачно-ирреального све чения. Он рассказы вает землянам о своей трагедии: звездолет с его товарищ ами по гиб, попав в зону образования «черной ды ры». Ему удалось спастись, и он добирает ся на аварийной шлюпке до своей плане ты. Дни его сочтены, он понимает, что не долетит, однако ему необходимо донести до ничего не подозревающих жителей своей планеты, которых в скором будущем ж дет та ж е трагедия, разгадку возникновения «черных дыр». Встретив на пути планету с разумной жизнью , пришелец решается просить здесь о помощи. Алеша без коле бания соглаш ается лететь вместо инопла нетянина во имя спасения его соотечествен ников. Готова отправиться в рискованное п у тешествие, из которого практически нет в о з врата, и его невеста. Но в ней зреет про долж ение их с любимым жизней — их ребе нок, поэтому у нее задача своя — сохра нить потомство... Если отвлечься от космического-фанта- стического фона, то перед нами старая, как мир, история, где, с одной стороны, м уж чина идет на самопож ертвование во имя высшей гуманистической цели (в данном случае — спасение далекой планеты от кос мического катакли зм а), а с другой — лю бящ ая ж енщ ина провож ает на подвиг лю бимого мужчину. И в этой, очень тр ад и ционной и совершенно реалистической коллизии фантастический антураж каж ется весьма искусственным, призванным оживить давно знакомую схему. Д ело, однако, и не в схеме как таковой. Дело, в конечном счете, в худож ествен ной плоти, которой она обрастает. И вот с этой-то точки зрения особенно заметны и банальность, и надуманность, и лож н ая многозначительность рассказа «Он улетел». Я уж не говорю о бесплотном, безликом и эфемерном инопланетянине — тут остает ся только положиться на авторскую ф ан тазию (хотя лично мне гораздо ближ е п о зиция И . Ефремова, убежденного сторон ника фантастики научной, реалистической, который доказы вал на основе м атериалис тической идеи о единстве процесса эво люции в различных уголках мирового про странства, что братья по разум у других миров обязательно должны быть человеко подобными). Расплывчаты , худож ествен но непрописанны, невнятны и персонажи- земляне. Скорее они являю т собой модели с определенным набором соответствующих качеств, запрограммированных в соответст вии с замыслом рассказа поступков и рас- суждений, но не живые, зримые фигуры, полнокровные образы . Справедливости ради замечу, что автор как-то пытается передать состояние своих героев, но выливаются эти попытки ча ще всего в скучные наукообразны е фило софствования, избитые сентенции, кото рые превращ аю т произведение в занудный диспут о судьбе цивилизаций-. Ч тобы не по казаться голословным, а еще больше пото му, что приводимые ниже примеры д о ста точно типичны не для одного этого автора, приведу несколько образчиков языковой ф актуры рассказа М. Татьянина: «Ваши историки и социологи рано или поздно откроют закон значимости каж дого индивидуума, каж дой личности в общем течении развития. Изменение, не обоснован ное внутренними причинами, хотя бы и в одной микроскопической точке, способно дать целую трассу деформаций в социаль ных тканях, привести к глобальным н ару ш ениям ...»— внуш ает землянам инопла нетянин как нечто для них незнаемое, хо тя «открытие» далеко не первой свежести и, помнится, еще три десятка лет извест ный поэт по этому поводу сказал не менее мудро, но гораздо более образно и убеди тельно: Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы как истории планет: У каж дой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее... В ряд ли порадует чуткого читателя и т а кое вот «глубокомыслие» возлюбленной Алеши: «Д ети — единственное, что оста ется ж енам, когда мужчины не в о звра щ аю тся с войны, из похода, и это — память, это — жизнь». Поскольку рассказ ведется от лица ге роини, непосредственно через ее восприятие пропущены многие, авторские, вероятно, размышления, которые тож е, к сожалению , ни идейной, ни худож ественной первоздан- ностью не отличаются: «Вот, наверное, главное, что показы ва ет единство разум а во Вселенной — сам о пож ертвование во имя добра, во имя ж и з ни другого. Это главное качество разум а. Все остальное, определяющее разный уро вень развития цивилизации,— его количест венная сторона. Сумма знаний не разделяет нас, важ ны стремления, цели, которым эти знания подчинены...» Сомневаюсь, что такой язы к есть неиз беж ное следствие специфики ж ан ра (луч. шие произведения мировой и советской ф ан тастики доказы ваю т как раз обратное). Скорее — пренебрежение к худож ественной стороне как к чему-то второстепенному, подсобному. Т акое отношение к изобрази тельной палитре, а зачастую и откровен ное неумение пользоваться ее богатствами оборачивается траф аретностью и схем а тизмом, приблизительностью и усреднен- ностью, стилистической выхолощенностью, нежизненностью образов и ситуаций. Все это в рассказе М. /ратьянина «Он улетел» проявляется в полной мере. Примерно та ж е мысль — мысль о с а мопож ертвовании во имя высшей цели — леж ит и в основе рассказа М ихаила О р лова «Ночь в степи» (1987, № 10). Любо пытно поэтому взглянуть, как ж е раскры та она на сей раз, какое худож ественное воплощение получила в новелле этого а в тора. ...Спит уставший в многотрудной погоне за белогвардейской бандой красногвар дейский отряд. Н а грани сна и бодрствова-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2