Сибирские огни, 1989, № 6
ральную оценку, которая, к сожалению, за рамки расхож его назидания («сначала де лаем, потом думаем», «мы здесь действу ем по стереотипу, как у себя дома...» или «здесь нужно самим смотреть, что д ел а ешь») не выходит. В результате ж е любо пытный, в целом, замы сел остается нереали зованным. Чем-то схож с новеллой Т. Титовой рас сказ Александра Климова и Игоря Белог руда «Земля на ладонях» (1987, № 6). Здесь тож е земляне осваиваю т богатства чужой планеты — добывают с помощью автоматической техники «редкие элементы — уран, силен, радий». При этом действу ют настолько ж е прагматически, насколь ко и варварски, оставляя после себя глу бокие шрамы брошенных карьеров. «Мы не засыпаем горные выработки. Зачем т р а тить драгоценную энергию, когда спе циалисты убедительно рассчитали, что за тридцать-сорок лет планета сам а затянет раны, превратив провалы в красивые лес ные озера». Однако когда герой-рассказчик пытается найти карьер предыдущей экспе диции, работавш ей неподалеку всего пол года назад, то не верит своим глазам — его словно никогда и не было, хотя оши биться в его местоположении невозм ож но. Вместо него — «широкое, поросшее девственным разнотравьем поле». Но и не это самое удивительное. Исчезла и рудо носная залеж ь, которую космические гор- нодобытчики прибыли продолж ать р а зр а баты вать... Г лавная мысль рассказа, конечно, не но ва, но и не из тех, что со временем напрочь устареваю т: нельзя видеть в природе толь ко неисчерпаемую кладовую , бездушное к ней потребительство мож ет привести к са мым неожиданным последствиям. В р ас сказе «Остановка», вспомним, ож ивает и движ ется песок, здесь — как бы сам а п л а нета сводит на нет усилия людей, стремя щихся прежде всего не понять и изучить чужой мир, а урвать от него при миниму ме затр ат максимум возможного. Не нова, впрочем, и сама идея сам оза щиты, отмщ ения природы как естествен ная реакция на посягательство ее целост ности. Зам ечу кстати, что и приоритет тут принадлеж ит не фантастам , а прозаикам- реалистам, в свое время забившим трево гу по поводу нарушения экологического равновесия, вы званного хищническим вме шательством человека в природу. Другое дело — и это тож е примета времени,— ибо еще лет 15—20 назад фантастика о подоб ных вещ ах д аж е и не задумы валась,— что писатели-фантасты стараю тся провести данную мысль, доказать ее непреходящую актуальность и важ ность уж е в иных, кос мических м асш табах. Мы прекрасно все знаем , насколько ши рокое и глубокое понятие — экология. С е годня уж е ни для кого не является секре том, что в природе взаимосвязано все: от мельчайших микроорганизмов до глоб аль ных социально-исторических процессов. Об этом нам еще раз напоминают авторы -ф ан тасты «Уральского следопыта», моделируя возможные ситуации освоения космического пространства. Пилот исследовательского космического корабля из рассказа Валерия Королюка «Табу» (1987, № 1) предлагает избавить обитателей изучаемой планеты, находящ ей, ся на более низком уровне развития, чем Земля, от трудностей по добыче ж елеза. Д л я этого нужно вмонтировать в оставля емый землянами на орбите спутник.наблю - датель специальную магнитную ловушку для вылавливания метеоритного ж елеза, которое затем отстреливалось бы на пла нету. Э такая манна ж елезная, ниспосыла. емая богами-кбсмонавтами сирым и убогим жителям планеты. Кончается эксперимент трагически. Со временем планета встречает на пути облако космической пыли и, благодаря магнитной ловушке, на ее поверхность обрушивается сильнейший метеоритный дож дь, который погребает Селение. Позицию автора нет нужды р азъ яс нять. Он убежден (и трудно не разделить его убежденность), что насильственное, пусть и с самыми гуманными целями, втор, ж ение в иной мир, без учета особенностей его развития, его исторической перспекти вы, вовсе не такое уж благо, как пы та ются представить это некоторые любители подталкивать и поторапливать естествен ный ход бытия. Невольно вспоминается широко в свое время известный фильм западногерманских кинематографистов «Воспоминания о бу дущем», авторы которого выдвигали ги потезу благотворного влияния на развитие земной цивилизации неких космических пришельцев, посетивших якобы в н езапа мятные времена нашу Землю . В. Королюк как бы полемизирует с этим предполож е нием, показы вая оборотную сторону тако го влияния. Ситуацию рассказа «Табу» невольно про ецируешь и на нынешние дни. Вспоминаешь, к примеру, о гигантских, лишенных дально видности и грозящих экологической катас трофой, природопреобразовательных про ектах типа поворота северных рек. Или о судьбе малых народностей Сибири, лиш ен ных под жесточайшим давлением техни ческого прогресса своей изначальной природной сути, самобытного этнического лица и национальных черт в образе ж из ни и культуре. Вспоминаешь н в отсвете фантастической притчи В. Королюка еще отчетливее осознаешь, насколько серьезны и многоообразны, насколько взаим освя заны и взаимопересекаемы проблемы эко логии. К ак и полагается притче, рассказ «Табу» заканчивается философски-назидатель- ным выводом. Спустя многие-многие годы старик-абориген, рассказы вая внуку исто рию о ленивых ж ителях Селения и богах- космонавтах, подводит следующий итог: «Только на свой род надеж да у челове ка, только Зем ля добра к нему. Лиш ь то, что дарит она,— на пользу людям... Навек запомни, внук, и детям своим передай: ни когда ничего не бери у Богов. Это — табу...» Призыв, по-моему, вполне отвечающий нашей реальной действительности, ибо то и дело уповаем мы то на богов-администра- торов и отцов-командиров различных ин станций, то на научно-техническое бож ест во... Одной из самых популярных тем косми ческой фантастики давно стала тем а Кон такта, встречи братьев по разуму. В ари антов такого К онтакта в научно-фантас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2