Сибирские огни, 1989, № 6

Григорий АРАБЕСКИН СЕРЬЕЗНЫЙ ЖАНР (ЗАМ ЕТКИ О Ф А Н ТА СТИ К Е « У Р А Л Ь С К О ГО СЛ ЕДОПЫ ТА » ) У ральский следопы т»— один из не­ многих в нашей стране литературно- ' ' худож ественных ж урналов, р егул яр ­ но предоставляющих свои страницы ф ан ­ тастике и всему, что с нею связан о. П овес­ ти и рассказы , критические статьи и библи­ ографические обзоры (увы, больш ая сегодня редкость), читательская почта с размыш ­ лениями о прочитанном, советами, пож ела­ ниями и выступления известных советских ф антастов (братьев С тругацких или К. Б у ­ лычева, наприм ер), информация о р азли ч­ ных конкурсах, семинарах, встречах писа- телей-ф антастов и другие материалы , сос­ тавляющ ие содерж ание ж ур н ал а в ж у р н а ­ ле «Аэлита» (до 1988 года вместо него была рубрика «Н аш д р у г— ф антасти ка»), уж е своим разнообразием , многоаспектностью , при общей, в то ж е время, ц елен аправлен­ ности, позволяю т говорить о весьма серь­ езном, хотя и действительно друж ески заи н ­ тересованном отошении редакции, автор­ ского и читательского коллектива, объеди­ нившегося в своеобразный клуб по обою д­ ному интересу, к ж анру, который и до сих пор многие склонны относить к низкосорт­ ному окололитературному чтиву. И з всей многогранной деятельности ж у р ­ нала по популяризации и развитию ф ан ­ тастики выделим одно, но наиболее в а ж ­ ное ее направление — публикацию произве­ дений этого ж ан р а и зададим ся одним-един- ственным вопросом: какого идейно-худо­ ж ественного качества продукцию предла­ гает «Уральский следопыт» читателям ? З а ответом обратим ся к подшивкам ж у рн ал а — ну, хотя бы последних двух лет (1 9 8 7— 1988). Бременной диапазон, думаю , вполне достаточный, чтобы прийти к опре­ деленным выводам. Но прежде, чем перей­ ти к конкретным произведениям , хотелось бы процитировать одно читательское пись­ мо, опубликованное в «Уральском сле­ допыте» (1987, № 4). «Что ж е больше всего притягивает в фантастике? Бо-первых, то, что чисто зем ­ ные дела и проблемы, о тр аж аясь в ф ан ­ тастическом зеркале, становятся яснее, четче, реальнее, что ли. Во-вторых, возм ож ­ ность создания небывалых миров, ж и в у ­ щих по иным законам . В-третьих, во з­ можность поставить обычных людей в не­ обычные полож ения и показать, на что они способны». В сущности, авторы письма (Л , Ш евчен­ ко и Т. К ухта из Ч елябинска) обрисовали модель всей современной ф антастики в главных ее проекциях, модель, которая н а­ ходит свое отраж ение и в произведениях «Уральского следопыта». Среди них немалое место традиционно з а ­ нимают рассказы и повести космической тематики. Хотя, впрочем, нынешнюю ф ан ­ тастику трудно делить тематически. С о д ­ ной стороны, всякого рода инопланетяне, странники, пришельцы по воле их с о зд а ­ телей активно вторгаю тся в нашу обы ­ денную сегодняшнюю ж изнь, а с другой — и далеко вне Земли герои научно-ф антас­ тических произведений подчас встаю т перед проблемами, с которыми мы постоянно стал ­ киваем ся на родной планете. П еред такой, к примеру, поистине вселенской, как у б еж ­ даем ся, читая современных ф антастов, проб­ лемой, как проблема экологии и, в частно, сти, перед одним из ее важнейш их аспектов — взаимодействия человека и природы. Герои рассказа Татьяны Титовой «О ста­ новка» (1987, № 7) осваиваю т чужую п л а­ нету. О днако прочно обж иться им не у д а ­ ется — мешают «живые» пески. «Стоило хоть немного обж иться, обосноваться, при­ выкнуть, как песок активизировался. Г ро­ мадны е массы кремнезема приходили в движ ение, грозя похоронить под собой б а ­ зу. Приходилось спешно сниматься с мес­ та... Н аходили новый участок, где песок точно уж е был неподвижен, закреплен длин­ ными корнями кустов... И снова песок приходил в ярость...» И так бесконечно, приводя покорителей планеты в недоумение и уныние. Природный феномен в рассказе начина­ ет превращ аться в своеобразную м етаф о­ ру, символ отмщ ения природы за бездум ­ ное вторж ение в ее владения. Я говорю «начинает», поскольку по-настоящ ему мно­ гозначительной и емкой метафорой опи­ сываемое явление так и не становится. С одной стороны, возможно, потому, что а в ­ тор спешит растолковать, р азж ев ать з а ­ гадку движ ущ егося песка (не буду цити­ ровать, скаж у только, что приводимое о б ъ ­ яснение, к тому ж е, страшно н аукообраз­ но), а с д р у го й—^так ж е старательно пы тается классифицировать поступки сво­ их героев, дать им исчерпывающую мо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2