Сибирские огни, 1989, № 6
Григорий АРАБЕСКИН СЕРЬЕЗНЫЙ ЖАНР (ЗАМ ЕТКИ О Ф А Н ТА СТИ К Е « У Р А Л Ь С К О ГО СЛ ЕДОПЫ ТА » ) У ральский следопы т»— один из не многих в нашей стране литературно- ' ' худож ественных ж урналов, р егул яр но предоставляющих свои страницы ф ан тастике и всему, что с нею связан о. П овес ти и рассказы , критические статьи и библи ографические обзоры (увы, больш ая сегодня редкость), читательская почта с размыш лениями о прочитанном, советами, пож ела ниями и выступления известных советских ф антастов (братьев С тругацких или К. Б у лычева, наприм ер), информация о р азли ч ных конкурсах, семинарах, встречах писа- телей-ф антастов и другие материалы , сос тавляющ ие содерж ание ж ур н ал а в ж у р н а ле «Аэлита» (до 1988 года вместо него была рубрика «Н аш д р у г— ф антасти ка»), уж е своим разнообразием , многоаспектностью , при общей, в то ж е время, ц елен аправлен ности, позволяю т говорить о весьма серь езном, хотя и действительно друж ески заи н тересованном отошении редакции, автор ского и читательского коллектива, объеди нившегося в своеобразный клуб по обою д ному интересу, к ж анру, который и до сих пор многие склонны относить к низкосорт ному окололитературному чтиву. И з всей многогранной деятельности ж у р нала по популяризации и развитию ф ан тастики выделим одно, но наиболее в а ж ное ее направление — публикацию произве дений этого ж ан р а и зададим ся одним-един- ственным вопросом: какого идейно-худо ж ественного качества продукцию предла гает «Уральский следопыт» читателям ? З а ответом обратим ся к подшивкам ж у рн ал а — ну, хотя бы последних двух лет (1 9 8 7— 1988). Бременной диапазон, думаю , вполне достаточный, чтобы прийти к опре деленным выводам. Но прежде, чем перей ти к конкретным произведениям , хотелось бы процитировать одно читательское пись мо, опубликованное в «Уральском сле допыте» (1987, № 4). «Что ж е больше всего притягивает в фантастике? Бо-первых, то, что чисто зем ные дела и проблемы, о тр аж аясь в ф ан тастическом зеркале, становятся яснее, четче, реальнее, что ли. Во-вторых, возм ож ность создания небывалых миров, ж и в у щих по иным законам . В-третьих, во з можность поставить обычных людей в не обычные полож ения и показать, на что они способны». В сущности, авторы письма (Л , Ш евчен ко и Т. К ухта из Ч елябинска) обрисовали модель всей современной ф антастики в главных ее проекциях, модель, которая н а ходит свое отраж ение и в произведениях «Уральского следопыта». Среди них немалое место традиционно з а нимают рассказы и повести космической тематики. Хотя, впрочем, нынешнюю ф ан тастику трудно делить тематически. С о д ной стороны, всякого рода инопланетяне, странники, пришельцы по воле их с о зд а телей активно вторгаю тся в нашу обы денную сегодняшнюю ж изнь, а с другой — и далеко вне Земли герои научно-ф антас тических произведений подчас встаю т перед проблемами, с которыми мы постоянно стал киваем ся на родной планете. П еред такой, к примеру, поистине вселенской, как у б еж даем ся, читая современных ф антастов, проб лемой, как проблема экологии и, в частно, сти, перед одним из ее важнейш их аспектов — взаимодействия человека и природы. Герои рассказа Татьяны Титовой «О ста новка» (1987, № 7) осваиваю т чужую п л а нету. О днако прочно обж иться им не у д а ется — мешают «живые» пески. «Стоило хоть немного обж иться, обосноваться, при выкнуть, как песок активизировался. Г ро мадны е массы кремнезема приходили в движ ение, грозя похоронить под собой б а зу. Приходилось спешно сниматься с мес та... Н аходили новый участок, где песок точно уж е был неподвижен, закреплен длин ными корнями кустов... И снова песок приходил в ярость...» И так бесконечно, приводя покорителей планеты в недоумение и уныние. Природный феномен в рассказе начина ет превращ аться в своеобразную м етаф о ру, символ отмщ ения природы за бездум ное вторж ение в ее владения. Я говорю «начинает», поскольку по-настоящ ему мно гозначительной и емкой метафорой опи сываемое явление так и не становится. С одной стороны, возможно, потому, что а в тор спешит растолковать, р азж ев ать з а гадку движ ущ егося песка (не буду цити ровать, скаж у только, что приводимое о б ъ яснение, к тому ж е, страшно н аукообраз но), а с д р у го й—^так ж е старательно пы тается классифицировать поступки сво их героев, дать им исчерпывающую мо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2