Сибирские огни, 1989, № 6
Что уж ас воцарился в городе, «лишь только Анджело вступил во управленье», опять-таки красноречиво свидетельствует пушкинский стих: На полных площ адях, безмолвных от боязни, По пятницам пошли разы грываться казни... Ибо прорывающиеся здесь сквозь скопление губных, плотно сомкнутых «б», «п» долгие открытые гласные, приотворяющие губные звуки, размыкающие их, словно фи зически воплощают в себе разинутые в безмолвном уж асе рты зевак, толпящихся на площ адях по пятницам. Но что до милости, в которую «облек» — облачил наместника Дук, то она до сам о го конца так и осталась всего только внешним (предполагаемым) атрибутом Андж елова правления, короткого, но достаточно полно выразившего сущность души Анджело души, которая не знает и не понимает милости. В этом смысле властитель Д ук, передавший правление с тем, «чтоб новый власте лин расправой новой мог // Порядок вдруг завесть и был бы крут и строг», разительно ошибся в выборе нового властелина для своих подданных. Впрочем, ошибся вместе со всеми, ибо знает об Анджело столько же, сколько все. Ни больше и ни меньше. Был некто Анджело, муж опытный, не новый В искусстве властвовать, обычаем суровый, Бледнеющий в трудах, ученье и посте. За нравы строгие прославленный везде. Стеснивший весь себя оградою законной, С нахмуренным лицом и волей непреклонной. Что достоверного в этой характеристике, вслед за которой войдет в повествование и сам Анджело? Что в ней такого, что мож ет быть принято сразу и без всякого сом нения? Д ва момента. Первый: «Не новый / / В искусстве властвовать» — из чего следует, что Андж ело при Д уке занимал какие-то руководящие посты. И второй: «С нахмуренным лицом». К ак говорится, имеющий глаза да видит — нахмуренное лицо, — это зрительное ощущение, не слишком, правда, лестное, коль скоро человек запомнился прежде всего этим: память, стало быть, удерж ала, что Андж ело не хочет или не может радоваться, не хочет или не может быть приветливым с людьми, распахивать собственное сердце навстречу столь ж е естественному д р уж е любному душевному движению другого человека. Д а ц то сказать: вряд ли у кого-либо возникнет ж елание раскрыть свою душу че ловеку с нахмуренным лицом. Постоянно нахмуренное лицо — верный показатель не ж елания вступать в какие-либо душевные контакты, барьер на пути любого друж ества. Конечно, мы рассуждаем сейчас с точки зрения нашей, а не Дуковой логики. Д л я Д ука постоянно нахмуренное лицо будущего наместника прежде всего свидетельствует о строгости Анджело. А мы помним, что строгость одно из почитаемых Дуком качеств в том, кому он готов временно уступить власть. «И был бы крут и строг», — загады вает о нем Дук. Впрочем, возможно, что не загадывает, а характеризует именно Андж ело и никого другого. Ведь очень мож ет быть, что крутость и строгостьАндж ело давали о себе знать, когда он властвовал при Д уке и под Дуком. Д аж е наверняка давали о себе знать, потому что неизбежно должны были контрастировать с Дуковым мягкосер дечием. С другой стороны, «не новый / / В искусстве властвовать» Анджело, покуда в городе властвует Дук, сильно ограничен в своем искусстве, ибо, как сказал о старом властителе автор, «доброте своей он слишком предавался». И хотя «слишком» здесь безусловно не самым лучшим образом характеризует Дука, оно, это слово, обозначает такой образ правления, при котором негде развернуться строгости и крутости. Словом, даж е те достоверные моменты Анджеловой характеристики, в которых сом неваться не приходится, не внесут окончательной ясности относительно личности на местника: ему предстоит еще наполнить их определенной конкретностью. Ч то ж е до остальных моментов характеристики Анджело, то они тем более не по могут уяснению его личности, хотя вроде недвусмысленно претендуют на это. Ведь если «муж опытный» сказано довольно-таки общо, то «обычаем суровый», «бледнеющий в трудах, ученье и посте», «стеснивший весь себя оградою законной» так же, как и утверждение о «воле непреклонной», призваны воссоздать невероятно цель-' ный и совершенно определенный человеческий образ. И они бы воссоздали его, если б
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2