Сибирские огни, 1989, № 6
и легенда, и ее позднейшее ответвление о тр аж аю т попытку язычников объяснить происхождение всего живого, они космого- ничны. Но по мере слияния образа бож ест ва с человеческим образом , символ древа жизни заменяется изображением фигуры женского бож ества — Матери — сырой зем ли. Она предстает то в виде женщины, то снова в виде дерева, то в виде ромба, сим волизирующего женское начало. По бокам ее располож ены птицы или кони, в окруж е нии солярных знаков, выражающие «земле дельческий характер религиозных представ лений древнего славянства о силах приро ды, о весеннем оплодотворении земли солнцем». Алтай мало известен своей резьбой по де реву. Она не броска, не витиевата, нет в ней изощренности и купеческого шика. Но есть у алтайской резьбы одна важнейш ая особенность. Она по своим узорам, по тра диционности орнаментальных мотивов уди вительно русская. Русская, начиная от пр'Остых геометриче ских узоров на наличниках большинства сел, от простых городковых зубцов Верх него Уймона и Загайнова, от изломчатой линии «бегунка» на обрамлениях окон Б ар наула и Камня-на-Оби — до самых разви тых и замысловатых растительных побзгов Тальменки и Бийска, Языческие истоки русской орнаментики просматриваются в алтайской домовой резьбе из-под наслоений барокко классицизма и модерна. Они на поминают о себе тысячами солнечных розе ток солярных знаков, плавной волнистой линией карнизов и подзоров — графиче ским изображением воды, влаги, ритмиче ской чередой пробивающихся ростков, рус ских лилий — символом плодородия, изви вающимися змеями — так или иначе причастными к культу плодородия, голов ками коней — олицетворением солнечного бож ества. Мне могут возразить. Правомерно ли ис кать истоки узоров алтайской резьбы, вы шивки, кованого металла в орнаменте древ них славян-язычников? Ведь дистанция — почти тысячелетие. Но в том то и дело, что, вернувшись из Корсуня, повелев опрокинуть киевских идолов — «одних изрубить, а дру гих сжечь», сбросив Перуна в Днепр и при казав слугам: «...если пристанет где к бе регу, отпихивайте его»,— Владимир Красное Солнышко — вчерашний огнепоклонник, а с 988 года христианин, так и не смог «от пихнуться», избавиться о т язычества. Христианские богословы строили на месте языческих капищ православные храмы, к а залось бы, из самой славянской почвы’. И достигли существенных перемен в духовной жизни России, Украины и Белоруссии. К XVI веку число святых, почитавшихся рус ским православием, достигло шестидесяти семи. Но из шестидесяти семи святых, канонизированных в Х1П—XVI веках, все го семь были чисто славянскими, в их числе Борис и Глеб и Феодосий Печерский. Все прочие герои иконописных сюжетов пред ставляли для русичей до конца X века (до крещения) пантеон исключительно визан тийский. Вот потому и неудивительно, что имея в доме икону, например, с иерусалим ским сюжетом, новоявленные христиане набрасывали на нее ритуальное полотенце, на концах которого была вышита язычес кая святыня. Мокошь — ж енская фигура с молитвенно воздетыми к небу руками, ок руж енная зверями и птицами, или полотен це, покрытое языческими земледельческими символами. Насколько уживчиво это сосу ществование, показало время. Д о самых недавних пор святой христианский и святы ня языческая встречались в красных углах крестьянских домов. Перебираю дома свои «музейные» экспо наты: вещи, найденные у старых барна ульских — «па слом» — домов, собранные в путешествиях по Алтаю. Вот ставень, привезенный из Камня.на-Оби. Н а нем веч ное лето: над солнечным зъаком, заним ая две трети ставня, растительный побег рас кручивался кверху, вскипая бутонами. Р я дом со ставнем в косых лучах настольной лампы контрастно и рельефно прорисовы вался кованый трилистник, прорастающий меж двух спиралей. И здесь вечное цвете ние, любовно воплощенное кузнецом в ме талле. А над этими свидетелями мастерства парили деревянные крылатые собаки — древние охранители семян и посевов, при везенные мне другом из дальней старовер ческой деревни Тайна. И вышивка на столе, и резной ставень с травным узором, и ко ваные лепестки, и листья, и царящие над всей этой разноматериальностью крылатые существа с наличника — все было помечено одним великим знаком — знаком цветущей жизни. Н адо быть национально безграмотными, безграмотными нравственно людьми, чтобы не прилагать никаких усилий для обнаро дования материального фольклора — этого древнего завета хотя бы на стендах не большого музея. Д авно выветрился из этих узоров религиозный оберегающий смысл, но и полотенце, и ставень, и деталь кованой ограды своим присутствием вот здесь, ря дом, говорили о том, что из всех сущих ре лигий неистребима одна — религия мастер ства! И существует она на белом свете из давна-долго только потому, что помогала человеку во все времена смотреть на землю, поднимать взгляд в небеса и осознавать себя в беспредельности человеком-творцом. Верую в мастерство! Александр Михайлович Родионов родился в 1945 году в селе Ивановка Егорьевского района Алтайского края. Окончил Томский политехнический институт по специальности €геология>. Автор четырех поэтических и трех книг прозы, вышедших в Москве, Кемерове, Барнауле. Член Союза писателей. Живет в Барнауле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2