Сибирские огни, 1989, № 6

допотопный, в историческом смысле, орна­ мент так неизменно передавался из века в век... — Тем не менее, это так! Разумеется, повтора .— один к одному — не могло быть. В наших фондах нет таких класси­ ческих вышивок, какие собраны, например, в Сибирском отделении Академии наук, у Лидии Михайловны Русаковой. Там есть такие композиции на ткани, истоки которых прО'Слеживаются в додинастической Месопо­ тамии III— IV тысячелетия до новой эры. С ам ая типичная выглядит вот как: в центре некое ж енское божество или мировое дере­ во, а слева и справа кони или птицы. Впро­ чем, есть и у нас нечто подобное. Нужно смотреть в фондах... В запаснике музея нам извлекли коробки с вышивкой. Кадиков безош'ибочно выделил из стопки полотенец нужное и развернул его. В круж евны е концы полотенца были вставлены матерчатые полоски с вышитыми звероподобными существами. Их хвосты, благодаря изощренной фантазии вышиваль­ щицы, превратились в подобие раститель­ ных побегов. Просто зверями этих героев древнего сюжета назвать было невозможно — они были с крыльями. Демонические зве­ ри, подняв передние лапы, как бы оберега­ ли маленькое деревце, вышитое между ни­ ми. На другом полотенце с кружевным узо­ ром отчетливо просматривался тот ж е сю­ ж ет, но вместо фантастических зверей кру­ ж евница изобразила вздыбленных коней. — Обрати внимание,— сказал Кадиков, везде есть растительная символика: ромб косопоставленный — символ засеянного по­ ля, плодородия. Мировое дерево — символ жизни, продолж ения рода и в то ж е время модель мироустройства. Цветы — не просто узорчатый бордюр. Графическая основа бордюра — волнистая ритмичная линия. Это тож е древняя тема. И тож е не абст­ рактная. Виноградная лоза живет в волни­ стом ритме — то расцветает и плодоносит, то замирает на зиму. Этот бордюр — крестьянское толкование темы «вечного возвращения», здесь вышивальщица изоб­ разила, сама того не ведая, идею циклич­ ности обновляющейся вечности... Мы перебирали, рассматривали вышивку и тканые пояса, были среди этого р азноцве­ тья даж е тканые вожж и с тяж елыми ки­ стями, и Кадиков, делая краткие отступле­ ния в символику орнамента, несколько раз повторил: — Главное, здесь все связано воедино. Все, воедино и ничего случайного. Ведь это все вещи праздничные, даренные кому-то. Знаешь, что вы ткала на поясе М ария Тени- кина из Солонешенского района? — И не дож идаясь ответа, Борис Хатмиевич про­ цитировал: «Сей пояс принадлежи Евдинее неси добереги милка не марай в буденечки скидовай». Носи да береги... А на вожж ах из Мульты: «Пташечка канареечка в саду сидит ж алобно поет родимой маманики разлуку придает на имя ткала вожж и Степанида». Это накануне выданья зам уж ткалось. Разлука невесты с родным домом — как в зеркале! Когда мы уж е было закончили любовать­ ся чудными изделиями, Борис Хатмиевич выхватил из вороха поясов тот, что был нужен ему, и сказал: — Слушай! Р азве это не вечная тема! Ты прочитай, что здесь выткано: — «Пахнет в воздухе весной зацветает садик мой и запел среди ветвей соловейко соловей». — Это тож е о вечном,—'уж е серьезно сказал Кадиков, по.могая укладывать пояса в коробки. Рассказы вая в наших школах о русском орнаменте, я всякий раз встречал неизмен­ ное удивление, недоуменные взгляды . Меня не то чтобы не понимали. Нет, для боль­ шинства школьников это была первая встреча с русским прикладным искусством. А потому не лишне обратиться к нашему прошлому, особенно — языческому, еще раз. И для этого, как мне дум ается, небе­ зынтересно вспомнить о встрече с одним стариком в алтайском предгорном селе. Входя в дом старика, я заметил на дверях приколоченный гвоздями маленький ром­ бик. Беседуя с хозяином, спросил: «А ром­ бик на дверях зачем прибит?» Старик отвел глаза в сторону и проворчал: «Зачем да з а ­ чем... Д л я красоты...» А когда он вышел на минутку из дом а, его ж ена, слыш авш ая весь наш разговор, все объяснила иначе: «Врет он, видно, стесняется. Я когда пер­ вым беременная ходила, он хотел, чтоб ро­ дилась дочка. Тогда и прибил на дверь чту фигуру...» Три с лишним тысячелетия о т. деляют нас от трипольских времен, когда впервые на территории Древней Руси появ­ ляется такой символ — ромб, а где-то в народной памяти ж ивут заповедные знаки и их древний смысл. Ведь точно такие изо­ браж ения встречаются на славянских укра­ шениях в кладах, которые ученые находили сотни лет спустя на пути татарского погро. ма. Ромбоидальные геометрические фигуры, совершенно аналогичные тем, что покрыва­ ли средневековые славянские украшения, почти без изменения очертаний перешли на предметы крестьянского быта — полотен­ ца с вышивкой. Но удивительно не просто формальное сходство, а то, невыветрившее, ся за столетия, символическое значение, которое придавали этим изображ ениям на­ ши предки. Возвращ аясь к украшениям из славян­ ских кладов, замечу, что не менее часто встречается на них символ жизни — только что выбившиеся из-под земли молодые всходы, ростки растений, Этот мотив широко и разнообразно воплотился в крестьянском искусстве в самых разных материалах: в деревянной резьбе, в кованом металле, в вышив'Ке. Мож ет быть, наиболее вы рази­ тельно он выглядит в орнаменте кованых решеток наших городов. Вариации ростка — символа жизни в алтайском металле мно­ голики. Он появляется в навершии ограды , в орнаменте бордюров, в ограждении бал­ конов, приобретая то очертания правдопо­ добного трилистника, то стилизованного побега, корни которого, изогнувшись, обра­ зуют над молодой кроной пару симметрич­ ных спиралей. Этот кочующий мотив встре­ чается и в просечном ж елезе на карнизах и дымниках, на водосточных трубах и гре­ бешках кровель. Одним из наиболее сквозных мотивов на украшениях является образ птицы и симво­ лического «древа жизни».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2