Сибирские огни, 1989, № 6

нам две огромных иконы и расписной крест с изображением Христа. Судьба давно^по- чившего попа необычна. Он много лет был в селе председателем сельсовета, а потом вышел на пенсию. Вот тогда-то и напомнили ему староверы, что он происходит из кер­ ж ацкого корня, и уговорили возглавить сельскую общину. Сейчас вокруг внучки увиваются строители, просят: «Продай иконы!» Знают, проворные, что этот товар можно сбыть в столичных переулках за вы­ сокую цену, потому и осаж даю т наследницу по-кавказски настойчиво. И как знать, не опередят ли они сотрудников наших музеев, а в первую очередь директора Красногор­ ского районного музея... В том же году, выбираясь зимой из Ту- рочака в Бийск, я пролетал над этими ме­ стами. Рейс длился столько, сколько длится школьный урок. М еняющ аяся под крылом картина тож е была своеобразным уроком. Было солнечно, но внизу погуливал снежок. Сквозь его легкую живую пелену можно было наблюдать, как почти нетронутая тай­ га постепенно начала редеть. Сначала то были правильные пятнышки лесосек и лен­ точки лесовозных дорог. Затем под крылом некоторое время виделась картина зыбкого равновесия между лесом и вырубленным пространством. А на, подлете к Бийску лес и голые поля как бы поменялись местами. Среди холмистых просторов деревья оста­ вались куртинами и островками только в ложбинах и по руслам речушек. А потом и вовсе не стало леса. Тень на голые поля самолет отбрасывал минут пять-семь, а далее зыбкий серый крестик самолета з а ­ скользил над прямоугольниками лесопол'О'С, выращенных как бы в покаянии перед осво­ божденной от леса землей, посаженных для оберегания от ветров животворящ ей почвы. Не так ли поступаем мы с деревенской мно­ говековой и мудрой культурой, убирая, «прикрывая» малые деревеньки. Но для чего ж е расчищено место? Не потому ли свистит над расчищенным полем народного сознания ветер бездуховности? Спохватив­ шись, принимаемся мы насаж дать, подобно тому, как насаж даем лесополосы, новые об­ ряды, видя в них преграду иссушающим душу сквознякам, способным оставить ее без национальной почвы... ...К вечеру, свернув «кавалерийскую вы­ ставку», мы с Кадиковым возвращ ались в Бийск. Вспоминая прошедший день, я ска­ зал Борису Хатмиевичу: — А все-таки музей в Верх-Озерном мне показался интереснее. Рядовой, школьный — интереснее районного. Он полнокровнее. А здесь всего лишь начало. — Д л я начала и так неплохо... — Можно бы и не так! — А как? — поинтересовался Кадиков. — Начинать надо с того, что почти утра­ чено, — с народной культуры. Я уверен — дореволюционный быт в таком районе, как Красногорский, можно представить побога­ че. И делать это, прежде всего, показывая культуру ремесел. Того ж е гончарного ре­ месла. Ведь были в селе гончары, был свой завод артельный, вырабатывал кирпич с буковкой «К» — кооперативный. Вот и мож- 6 Сибьфскив огин № 6 НО такой кирпичик положить в начало цело­ го раздела, рядом с которым разместить щ ед­ рый сундук, наполненный разного рода рукодельем: поясами, полотенцами... Или... — Согласен, — прервал меня К адиков.— Не лучшим образом выглядит пока экспо­ зиция в Красногорске. Но это — этап. По­ ка Зинаида Дмитриевна не подобрала клю ­ чика к старухам , к их сундукам. А в них и тканые вещи, и вышивка. С тарухи-собесед­ ницы, на первый взгляд, сговорчивые. Но стоит заговорить о сундуках — все распо­ ложение к тебе как рукой снимает. Л ет двадцать, нет, двадцать пять назад, пробо­ вал я добраться до одного такого заветного сундучка у керж аков в Мульте — это Усть-Коксинский район. Ходили мы, ходили по домам. Никто ничего дельного, то есть редкого, показать не может, но больший, ство старух кивает на дом Власьевны,— дескать, к ней сходите. У Власьевны, мел, много чего увидеть можно. Она весной как вывесит свое добро проветривать — двор зацветает! Приходим к Власьевне. Т акая маленькая старушонка, ходит по двору осторожно, как птица, но не боязливо, аккуратно хо­ дит. П оглядела строго: — О ткуда д а зачем? — Из Бийска. Из музея,— отвечаю . — Ко мне почто пож аловали? — Говорят, у вас старинная вышивка есть, пояса тканые, чулки цветные в яза­ ные... — Э, милые, опоздали... — К ак ж е опоздали? Ведь весной виде­ ли, как вы все это просушиваете, проветри­ ваете. — Кто видел? Вы? Д а вы в М ульте всего второй день по дворам шастаете. — Д а не мы. Учительница видела, биб­ лиотекарша тож е говорит — есть у В лась­ евны... — Не, милые, опоздали. Были у меня чулки цветастые, я их сама из шерсти вя­ зала, узор на них старинный, наш, досель- ный, староверский. В нашем роду спокон веку так вышивали. Вывесила я свое добро проветривать. Д ело в войну было. Прихо­ дит ко мне вечером участковый милиционер, говорит: «А ну, покажи свое рукоделье — все, какое есть с крестами». Выложила я перед ним почти весь сундук — как прика­ зал. А он глазищи выпучил, смотрит то на меня, то на вышивку мою — быстро-быстро глазами лупает и тычет пальцем в кресты с кривыми концами и твердит: «Ты че? Ты че, Власьевна? Ты за Гитлера? Ты смотри — эту нечисть хвашистскую ликвидируй! Не то я тебя из Мульты ликвидирую...» А милиционер был не мультинский, приезжий. Че ему объяснишь — как у нас вышивали? Д а он и слушать не стал. Покорилась я — распустила на нитки свое вязанье... Все ликвидировала! Тут Кадйков усмехнулся. И продолжил; — Слушаю я старуху и что-то не очень верю ей. Д л я керж ачки больно подробно рассказывает. Не так уж они многословны с приезжими. Но мне-то не разговор в а ж ­ нее, а вещи посмотреть, и, мож ет быть, что- то приобрести для музея. А Власьевна про­ изнесла свое «ликвидировала» и к ак черту подвела — молчит! И тут заходит в дом Иван Архипыч. Был с нами в той экспеди­ ции инструктор по туризму Суртаев Иван

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2