Сибирские огни, 1989, № 6
нам две огромных иконы и расписной крест с изображением Христа. Судьба давно^по- чившего попа необычна. Он много лет был в селе председателем сельсовета, а потом вышел на пенсию. Вот тогда-то и напомнили ему староверы, что он происходит из кер ж ацкого корня, и уговорили возглавить сельскую общину. Сейчас вокруг внучки увиваются строители, просят: «Продай иконы!» Знают, проворные, что этот товар можно сбыть в столичных переулках за вы сокую цену, потому и осаж даю т наследницу по-кавказски настойчиво. И как знать, не опередят ли они сотрудников наших музеев, а в первую очередь директора Красногор ского районного музея... В том же году, выбираясь зимой из Ту- рочака в Бийск, я пролетал над этими ме стами. Рейс длился столько, сколько длится школьный урок. М еняющ аяся под крылом картина тож е была своеобразным уроком. Было солнечно, но внизу погуливал снежок. Сквозь его легкую живую пелену можно было наблюдать, как почти нетронутая тай га постепенно начала редеть. Сначала то были правильные пятнышки лесосек и лен точки лесовозных дорог. Затем под крылом некоторое время виделась картина зыбкого равновесия между лесом и вырубленным пространством. А на, подлете к Бийску лес и голые поля как бы поменялись местами. Среди холмистых просторов деревья оста вались куртинами и островками только в ложбинах и по руслам речушек. А потом и вовсе не стало леса. Тень на голые поля самолет отбрасывал минут пять-семь, а далее зыбкий серый крестик самолета з а скользил над прямоугольниками лесопол'О'С, выращенных как бы в покаянии перед осво божденной от леса землей, посаженных для оберегания от ветров животворящ ей почвы. Не так ли поступаем мы с деревенской мно говековой и мудрой культурой, убирая, «прикрывая» малые деревеньки. Но для чего ж е расчищено место? Не потому ли свистит над расчищенным полем народного сознания ветер бездуховности? Спохватив шись, принимаемся мы насаж дать, подобно тому, как насаж даем лесополосы, новые об ряды, видя в них преграду иссушающим душу сквознякам, способным оставить ее без национальной почвы... ...К вечеру, свернув «кавалерийскую вы ставку», мы с Кадиковым возвращ ались в Бийск. Вспоминая прошедший день, я ска зал Борису Хатмиевичу: — А все-таки музей в Верх-Озерном мне показался интереснее. Рядовой, школьный — интереснее районного. Он полнокровнее. А здесь всего лишь начало. — Д л я начала и так неплохо... — Можно бы и не так! — А как? — поинтересовался Кадиков. — Начинать надо с того, что почти утра чено, — с народной культуры. Я уверен — дореволюционный быт в таком районе, как Красногорский, можно представить побога че. И делать это, прежде всего, показывая культуру ремесел. Того ж е гончарного ре месла. Ведь были в селе гончары, был свой завод артельный, вырабатывал кирпич с буковкой «К» — кооперативный. Вот и мож- 6 Сибьфскив огин № 6 НО такой кирпичик положить в начало цело го раздела, рядом с которым разместить щ ед рый сундук, наполненный разного рода рукодельем: поясами, полотенцами... Или... — Согласен, — прервал меня К адиков.— Не лучшим образом выглядит пока экспо зиция в Красногорске. Но это — этап. По ка Зинаида Дмитриевна не подобрала клю чика к старухам , к их сундукам. А в них и тканые вещи, и вышивка. С тарухи-собесед ницы, на первый взгляд, сговорчивые. Но стоит заговорить о сундуках — все распо ложение к тебе как рукой снимает. Л ет двадцать, нет, двадцать пять назад, пробо вал я добраться до одного такого заветного сундучка у керж аков в Мульте — это Усть-Коксинский район. Ходили мы, ходили по домам. Никто ничего дельного, то есть редкого, показать не может, но больший, ство старух кивает на дом Власьевны,— дескать, к ней сходите. У Власьевны, мел, много чего увидеть можно. Она весной как вывесит свое добро проветривать — двор зацветает! Приходим к Власьевне. Т акая маленькая старушонка, ходит по двору осторожно, как птица, но не боязливо, аккуратно хо дит. П оглядела строго: — О ткуда д а зачем? — Из Бийска. Из музея,— отвечаю . — Ко мне почто пож аловали? — Говорят, у вас старинная вышивка есть, пояса тканые, чулки цветные в яза ные... — Э, милые, опоздали... — К ак ж е опоздали? Ведь весной виде ли, как вы все это просушиваете, проветри ваете. — Кто видел? Вы? Д а вы в М ульте всего второй день по дворам шастаете. — Д а не мы. Учительница видела, биб лиотекарша тож е говорит — есть у В лась евны... — Не, милые, опоздали. Были у меня чулки цветастые, я их сама из шерсти вя зала, узор на них старинный, наш, досель- ный, староверский. В нашем роду спокон веку так вышивали. Вывесила я свое добро проветривать. Д ело в войну было. Прихо дит ко мне вечером участковый милиционер, говорит: «А ну, покажи свое рукоделье — все, какое есть с крестами». Выложила я перед ним почти весь сундук — как прика зал. А он глазищи выпучил, смотрит то на меня, то на вышивку мою — быстро-быстро глазами лупает и тычет пальцем в кресты с кривыми концами и твердит: «Ты че? Ты че, Власьевна? Ты за Гитлера? Ты смотри — эту нечисть хвашистскую ликвидируй! Не то я тебя из Мульты ликвидирую...» А милиционер был не мультинский, приезжий. Че ему объяснишь — как у нас вышивали? Д а он и слушать не стал. Покорилась я — распустила на нитки свое вязанье... Все ликвидировала! Тут Кадйков усмехнулся. И продолжил; — Слушаю я старуху и что-то не очень верю ей. Д л я керж ачки больно подробно рассказывает. Не так уж они многословны с приезжими. Но мне-то не разговор в а ж нее, а вещи посмотреть, и, мож ет быть, что- то приобрести для музея. А Власьевна про изнесла свое «ликвидировала» и к ак черту подвела — молчит! И тут заходит в дом Иван Архипыч. Был с нами в той экспеди ции инструктор по туризму Суртаев Иван
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2