Сибирские огни, 1989, № 6

...Мы поджидали звено комбайнов на са ­ мом гребне колывана*. Н а юге в невесо­ мой дымке синели гребни Алтайских гор. На север уходил разлив Оби. Внизу, на просторной ладони речной долины, изрезан­ ной, словно линиями судьбы, дорогами, л е ­ ж ал о село Верх-Озерное. Мне почему-то вспомнилось одно узорчатое полотенце из школьного музея. Н а нем под руками без­ вестной народной мастерицы много лет на­ зад расцвела солнечная розетка. Дороги, сбегавшиеся к селу, напоминали лучи солн­ цеподобного орнамента. Они одновременно и сбегались к селу и выходили из него. И еще вспомнилось, что среди множ ества снимков, виденных в школьном альбоме, вы делялся один, сделанный столичным ф о­ тографом, — Валентина Семеновна Баклы- кова на Всероссийском съезде учителей в 1973 году. На всех остальных фотографиях она запечатлена среди выпускников Верх- Озерновской восьмилетней школы Быстро- истокского района. Многие из них давно разлетелись по стране, но большинство здесь, в родном селе. Но и те. кто уехал, и те, кто остался, объединены одним — они выходили из школы вовсе не И ванами, не помнящими р'одства... И з Верх-Озерного я уехал в Бийск и, распрощавшись с шофером попутки, первым делом пошел в музей к Кадикову. Р асска­ зал ему о Верх-Озерном, о Баклыковой. Борис Хатмиевич не был в тех к раях года два-три и слуш ал с интересом. — Значит, она после п ож ара в школе почти восстановила музей? — Д а не почти, а восстановила! — по­ пытался я уточнить, но К адиков свое «поч­ ти» отстоял: — Д ел о в том, что во время пож ара по­ гибли редкие фотографии участников Завь- яловского восстания 1905 года. Восстание было вооруженным, хотя и стихийным. Причина? Уездные власти отняли у сель­ ской общины лесные угодья. С этого уголька и дошло до пламени... А что к аса­ ется фотографий, то д аж е у нас в музее не оказалось фотокопий. Н е успел я их за к а ­ зать, а пож ар лишний раз напомнил — редкие Документы долж ны иметь дублика­ ты... — Н о полотенца с вышивкой Баклы кова успела прямо из огня выхватить! — зам е­ тил я. — Все спасла. В ту комнату, где музей, уж е нельзя было войти, рядом в спортзале вовсю полыхало — оттуда пошел огонь. Она через окно — разбила его и дотянулась... — Д а, если бы в каж дом селе была своя Валентина Семеновна, — задум авш ись, сказал К адиков. — Ведь, честно говоря, — все сельские музеи д ерж атся на голом эн­ тузиазм е учителя и горстки ребятишек. И не всякий учитель смож ет много лет под­ ряд вы держ ивать и продолж ать сам одея­ тельный способ существования музея. Сколько их — школьных — за три десятка лет было откры то в разных селах... А по- настоящему интересен один Верх-Озернов- ски й.' Был ведь в самом Быстром Истоке музей. Районный. С помощью Бийского • К о л ы в а н (местное) — резкое повышение равнины, увал. городского открывали. Сколько я археоло­ гических м атериалов туда пож ертвовал... Открыли, районное начальство «птичку» в своих блокнотах и отчетах нарисовало. А потом музей забросили. Он о казал ся прос­ то-напросто беспризорным. Кончилось тем, что в комнате, отведенной под музей, посе­ лили командированных на уборку у р ож ая... От экспонатов мало что уцелело... Помолчали. И К адиков снова заговорил: — Но музей в каж дом селе, на худой конец — в районном — просто необходим. Я в этом, вслед за академиком Лихачевым, совершенно уверен. Сейчас созданием музе­ ев вплотную занялись в П етропавловском и Красногорском районах. Бийский район за ­ махнулся на музей в каж дом селе. Первые пока на стадии собирательства, а в К расно­ горске музей уж е открыт. К стати, есть ж е­ лание там побывать? Я еду туда со своей «кавалерийской выставкой». — К огда вы езж ать? — Зав тр а утром. Пораньш е. Р ано утром в дож дливую сумеречность из подсобного здания Бийского музея вы­ катился автомобиль, внешний вид которого мог бы поставить в тупик знатоков отечест­ венного автомобилестроения. — Сколько лет ваш ему кормильцу? — спросил я шофера. — К огда-то это был ГАЗ-51 образца со­ рок восьмого года. Н а двигателе еще этикетка была — молотовский автозавод... — Д а он ж е до левого берега Бии не дойдет — этот громобиль! — подзадорил я П етра Иваныча. — Ничего подобного. Хоть и громобиль, а буксирные рога на бампере у него крепкие, родные еще. Ни разу не менял. Авось кто и на буксир возьмет, — отш утился Петр И в а­ ныч. — А шутки шутками, но музейщики на нем уж е полтора миллиона километров накатали. Это ж не автомобиль — экспо­ нат!.. Бскоре появился К адиков и спросил: — Брезент на ящиках с картинами хо­ рошо проверили? — Д а все еще с вечера зачехлено! — о т­ ветил шофер. Экспонат и громобиль не зам едлил под­ твердить оптимизм пожилого ш офера — сотню километров до К расногорска пробе­ ж ал за полтора часа. Но, прежде чем по­ пасть в районный музей, пришлось порабо­ тать: сгрузить три огромных ящика, пере­ нести их в Д ом культуры, а потом ещ е и развесить в фойе полсотни картин бийских художников. Это была та сам ая вы ставка, которую К адиков назы вал «кавалерий­ ской». Синенькое здание музея было безлюдным, и я решил, не теряя времени, сходить на улицу С адовую . Л ет восемь-десять назад я заприметил там один любопытный домик. Он еще тогда был ветхим и, словно засты ­ дившись своей заурядности и неказистости, немного д аж е отклонился, запрокинулся от дороги. З а то он был с узорчатыми став­ нями. П оначалу мне д аж е показалось, что это резьба, только очень невысокого релье­ ф а. Д олж но быть, ее сгладили солнце и ветер. Но, взглянув на ставни с восточного торца дома, я понял; на ставнях когда-то была не резьба, а роспись. Там, где лег

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2