Сибирские огни, 1989, № 6

Р ассказы вая, Валентина Семеновна ши­ роко развела руками, как бы пытаясь обнять все это богатство. Получилось так, что одной рукой она указы вала на предме­ ты каменного века, другой — на стенд с фотографиями лучших людей совхоза. В разм ах ее рук вм ещ алась история не прос­ то села, а всего Приобья, где выросло не одно поколение работящ их людей. — К огда я поделилась с учениками своей задумкой о создании музея,— продолж ала Валентина Семеновна,— тут и разгорелись страсти собирательские. Ребятишки обш а­ рили все чердаки и кладовки, заставили, упросили своих бабушек в полузабытые уголки сундуков заглянуть. Несли в школу то старинный домотканый сараф ан, то гор­ шок или кринку, то лукошко берестяное. Все это родное, руками их бабуш ек д а дедушек мастерилось. Один мальчик на занятиях круж ка спрашивает; «У нас дома большой ткацкий станок есть, очень старый, а б а­ бушка его не отдает в музей. Можно, я маленький станочек, чтоб он в музее по­ местился, сам сделаю?» Д елай, В аня, ко­ нечно ж е, отвечаю. Подбадриваю его, а сама сомневаюсь — получится ли, сможет ли? Ведь всего-то в седьмом классе пар­ нишка учится... Вот он — станок Вани Ильина. Он не просто модель сделал, а д а ­ ж е вы ткал на своем станочке, причем сам, кусочек дорож ки, очень похож е на старин­ ную... Я потрогал незатканную основу в крохот­ ном станке. Туго, добротно натянуты суро­ вые нитки, челнок наполнен утком — про­ долж ай ткать хоть сейчас. Мы некоторое время помолчали — я не мог вдруг отойти от рукоделия юного м ас­ тера. Выше станка висела военная гимнастер­ ка, а в маленькой прозрачной коробочке — орден Боевого Красного Знамени. Чуть по­ выше — фотография офицера. Под нею подпись: «Извеков Василий Иванович, командир расчета 45-миллиметровых ору­ дий». Валентина Семеновна, уловив мои мысли, объяснила: — П очувствовала я еще с самого начала музея, что ребята могут увлечься сбором старинных вещей, а людей за всеми этими горшками, серпами и прялками не рассмот­ рят, не зам етят главного — человеческой судьбы. Ведь взрослые для школьников сейчас кто? Просто дяди Вани или дяди Пети. А какого они роду-племени — дети и не представляют. Не знают они своих кор­ ней глубж е третьего колена. И решила, что будем восстанавливать историю села с пер­ вых дней — с первых поселенцев. Живы еще наследники основателей Верх-Озерно- го. А ему вот уж е и за две сотни перевали­ ло, третий век село стоит на этой земле. Расшевелили мои ребята старожилов — нашлись снимки, участники событий доре­ волюционных, времен граж данской... Но самое гл ав н о е— члены исторического круж ка обошли и расспросили всех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной. Пригласили вот сюда в эту комнату, на пионерский сбор ветеранов войны Извекова, Романова, Лихачева, Пронина. Рассказы тех, кто не мог псийти на сборы, записали на магнитную пленку. И совсем иным цве­ том и светом засветились для ребят фрон­ товые ордена и медали. Учительница полож ила передо мной три пухлых альбома. — Здесь дореволюционная история села, вот в этом — история совхоза. А вот фронтовики села Верх-Озерное. Мы стояли под аккуратным планшетом, на котором по-армейски строго выстрои­ лись имена городов: Брест, Сталинград, Киев, Ленинград... Напротив каж дого го­ рода поблескивала латунной желтизной гильза от снаряда среднего калибра. — Где ж е отыскали ребята столько пу­ стых гильз? — Они не пустые. Они заряж ены . В них земля из городов-героев. Ее по горсточке привозили в музей все, кто ' вы езж ал из нашего села на места сраж ений. П ервая горсточка моя — из Бреста. Валентина Семеновна оставила меня нае­ дине с альбомами — нашлись у нее сроч­ ные дела, и я стал вглядываться в снимки военных лет, читать и перечитывать бес­ хитростные записи, сделанные ломким по­ черком подростков: «Ильиных Афанасий Иосифович, 1897 года рождения. Пош ел на войну в 1941 году. Проходил через города: Сталинград, Орел, Брянск, Курск. Дош ел до Польши. Имеет награды : орден Красной Звезды , медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией». Сейчас рабо­ тает трактористом». «...Некрасов П етр Яковлевич. На фронт взят в 1941 г. Воевал до конца войны. Его военное звание ефрейтор, был ранен в ногу и в плечо. Л еж ал в госпитале г. Гусь-Хру- стальный. Воевал на втором Белорусском фронте, имеет четыре награды : «За боевые заслуги», «За Москву», «За взятие Кениг­ сберга», «25 лет победы над Германией»... Сейчас он на пенсии». Читаю фамилии не только фронтовиков, но и тех, кто делал записи. Те и другие часто совпадают. Выходит, о минувшей войне у отцов и дедов расспрашивали дети и внуки — прямые наследники. Они никого не забыли в селе. Воспоминания всех пяти­ десяти шести живых фронтовиков в альбо­ ме. Н а отдельном планшете имена погиб­ ших. И еще одну особенность альбома от­ мечаю: не вмешивается руководитель сель­ ского исторического круж ка в летописный ребячий слог, береж ет его наивную и свя­ тую первородность. Не руководитель к р уж ­ ка пишет историю — ее пишут ученики. Три альбома, три пласта жизни маленького сибирского села прошиты живой нитью памяти. З а несколько дней, проведенных в приоб­ ском селе, не встретил я ни одного верх- озерского ж ителя, который не знал бы В а­ лентины Семеновны. Когда мы с парторгом совхоза Геннадием Бубновым, кстати, вос­ питанником Баклыковой, поднялись на увал, чтобы посмотреть, как идет обмолот ячменя, парторг как будто отметил самую высокую точку подъема: — Отсюда видны почти все наши комбай­ ны. Д ва десятка комбайнеров, и все они учились в школе у Валентины Семеновны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2