Сибирские огни, 1989, № 6
ванным заводам и театрам , и по постоян ным производственным, научным и писа тельским связям , я позволил себе такой ри торический оборот; — Мы — города близкой судьбы и по стремительности возникновения на острие прогресса каж ды й своего времени, и по не официальному статусу: Ленинград — р а з венчанная столица России, а Новосибирск — некоронованная столица Сибири. Я совершенно не ож идал, что такое воль ное выраж ение, обычное, в общем-то, в пи сательской среде, вы зовет столь гневную реакцию Вадима Кож евникова. Он тут ж е раздраж енно стал говорить о том, что Л е н и н град— это просто областной город, так ж е, как и Новосибирск, и что незачем придумывать вредные возвеличивающие формулы! Только много лет спустя, узнав подопле ку «ленинградского дела», я понял офи циальное раздраж ение В. М. Кожевникова, Д л я меня, русского человека, уроженца Средней России, воронежца, Москва всег да была и будет сердцем России, ее един ственной народной, исторической столицей. И никакой другой столицы у России быть не мож ет. Но это вовсе не значит, что все другие российские города должны быть вы ровнены под нивелир. А пока эта тенденция заметно влияет на Новосибирск. Он сбавил привычные для него стремительные темпы развития. Кое в чем, особенно в материальной базе куль туры,— уж е стал отставать от соседних го родов. Я уж е говорил о том, какую прочную основу имеет музыкальная культура Но восибирска. Недаром не только оперный те атр, но и симфонический оркестр под ру ководством А. М. К апа снискал европей скую славу, недаром в Новосибирске рож дается скрипичная школа, юных предста вителей которой Вадима Репина и М акси ма Венгерова признала мировая музы каль ная общественность. Но, вместе с тем, как померкла былая слава драматических театров Новосибир ска! Когда-то центральная печать назы ва ла театр «Красный факел» при главном ре жиссере В. П. Редлих не иначе, как «Си бирским МХАТом». Новосибирский ТЮ З, руководимый главным режиссером В. В. Кузьминым, находился в числе лучших ТЮ Зов страны; Ленинградский имени А. А. Брянцева, Саратовский, Новосибирский. Тогда была студия при «Красном факеле», существовал театральный техникум, рас пространены были народные театры , орга низатором которых, на профессиональном уровне, была В. В. Петухова. Ныне драматические театры нашего горо да не имеют питательной почвы. Новоси бирску разрешено иметь театральный ин ститут, но его нет до сих пор из-за от сутствия помещения. И в оправдание этой материальной несостоятельности уж е за. работали чиновничьи доводы: у нас, мол, нет преподавательских кадров. Пока не бы ло консерватории, не было вроде бы и пре подавателей. Но вот давно уж е ведущие деятели оперного театра народные артисты СССР И. А. Зак, Л . В. Мясникова, В. Г. Егудин стали профессорами консерватории. Свои профессора, не вывезенные из других городов! Новосибирское книжное издательство лучшие свои книги печатает в Омской ти пографии, потому что полиграфическая ба за нашего полуторамиллионного города, за ряж енного гигантским интеллектуальным и творческим потенциалом, позорно слаба. Полиграфкомбинат Роскомиздата РСФСР в Новосибирске должны были сдать еще в 1982 году, но эту стройку то консервируют, то снова даю т какие-то средства, чтобы отмахнуться, лиш ая город важной матери альной базы культуры. Разительный пример отставания Новоси бирска являет собой история одной раз работки С ибЗНИИ ЭП а — под такой, из виняюсь, роскошной аббревиатурой скры вается Сибирский зональный научно-ис. следовательский институт эксперименталь ного проектирования. Еще в 1969 году архитекторы и инж ене ры этого института под руководством М. К. Печерина разработали серию жилых домов — 97-ю. Она позволяет совершен ствовать композиционно-планировочные и архитектурно-пластические качества за стройки, резко улучшать все параметры жилья. Эту серию подхватили строители Кемерова, Б арнаула, Челябинска, Караган ды. Авторы ее, новосибирцы, получили в 1975 году премию Совета Министров СССР совместно с институтом Красноярскграж - данпроект и Главкрасноярскстроем. Д а, не с новосибирскими строителями, а с красно ярскими. А в родном городе эта серия только сей. час, почти через 20 лет, начала пробиваться, и то лишь пока в нескольких единичных домах. Пренебрежение к культуре отзывается буквально во всем — в строительстве, в промышленности, в облике города, в состо янии городского хозяйства. Я уж е говорил о том, что Новосибирск возрастал духовно, обгоняя свои официаль ные статусы, каждый раз на гребне ре шающих исторических событий. Чую я, что и сейчас, на гребне возобновленной рево люции, на взлете перестройки и гласности, его ждет новый рывок, новый расцвет. Но этот рывок не произойдет сам собой, он полностью зависит от новосибирцев, от той массы горожан, которая состоит из личностей. Усталые от напряж ения трудового дня, раздраж енны е очередями к прилавкам и автобусам, давайте сбросим на время с себя путы повседневного быта и вглядимся в коллективное дело рук своих, в наше общее детище — в город Новосибирск. В его уни кальное рождение, в его такое краткое, но уж е великое прошлое, в его неизмеримое будущее. И да придет к нам действенная, пристальная любовь к нему! Неисчислимое количество поколений сме нила древняя Москва, сменил Ленинград, сменили Томск и Иркутск. А ведь мы, ны. нешние новосибирцы, всего лишь одно из первых поколений нашего города, ибо 95 лет — это, собственно, срок одной чело веческой жизни. Д а будет эта гордость за . чинателей, первопроходцев, первострои телей жить в сердце каж дого новосибирца!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2