Сибирские огни, 1989, № 6

конструктивизма. Это прежде всего зн а­ менитый «Дом с часами», с его ленточными галереями по всем этаж ам , с первыми, кстати говоря, в Новосибирске лифтами, с его функциональной башней, на которой далеко видны часы. По гордеевскому проекту построены так называемы е дома «Кузбассугля» на Крас­ ном проспекте. Гордееву принадлежит служебный и соцбытовой комплекс НКВД (теперь К Г Б и М ВД ) по улицам Комму­ нистической и Серебренниковской, в част­ ности, жилой дом, полукругом вогнутый от красной линии улицы (теперь, к сожалению, с очень запушенным ф асадом ). Дом куль­ туры имени Д зерж инского и спортклуб «Динамо». Проект Б. А. Гордеева был принят в основу здания татра оперы и б а ­ лета, который потом дорабаты вался в Москве, в мастерской А. В. Щусева, од ­ ного из крупнейших советских архитекто­ ров. Эскизный проект вокзала Новоси- бирск-Главный тож е создан Гордеевым, он потом дорабаты вался большой груп­ пой архитекторов, в том числе и Крячко- вым. Д а ж е неискушенному взгляду видно, как резко отличаются друг от друга архитек­ турные стили К рячкова и Гордеева, но вкупе они и создали как раз первоначаль­ ный цивилизованный облик Новосибирска. В довоенную пору были в городе и дру­ гие архитекторы, они достойны рассмотрев ния в специальных работах, но для общей истории Новосибирска важны эти два име­ ни. В древних городах архитектурные сти­ ли и поветрия сменяли друг друга на про­ тяжении веков, наслаивались постепенно, создавая толщу городской культуры. Ново- николаевск-Новосибирск начал свою жизнь, собственно, в двадцатом веке и никаких вековых наслоений не имел. Я не знаю, как можно в целом определить стиль Крячкова, но, на мой взгляд, он вобрал в себя ряд архитектурных традиций, рассыпанных по векам, спрессовал их, и начал новый город сразу с высокого уровня градостроитель­ ной культуры. Б. А. Гордеев, младший коллега Крячкова, привнес сразу ведущую тенденцию эпохи, которую официально называли эпохой реконструкции. И не нас­ лаивались в Новосибирске разны е стили, а сосуществовали единовременно. Едва за ­ вершилось строительство дома с часами в 1934 году, как уж е шло строительство стоквартирного дома. Но после той поры, первоначальной по­ ры, отпечатывались на внешнем облике Н о­ восибирска уж е не столько стили, сколько драматические повороты всенародной судь­ бы. Во время войны сооруж алась масса б а­ раков во всех рабочих поселках и дощ атые избушки в оврагах речки Каменки; так ­ систы долго еще назы вали Каменку самой длинной улицей в городе. С разу после вой­ ны появились немногочисленные, но доб­ ротные, и сейчас образцовые, жилы е дома, составляющие уютные кварталы по ули­ цам Ленина, Урицкого, Советской. Во вре­ мена Хрущева стали стремительно расти целые массивы пятиэтаж ек, «хрущоб», как с раздражением их станут назы вать впос­ ледствии, забы вая, что в конце 50-х — н а­ чале 60-х годов они выручили, принесли хотя бы временное счастье миллионам се­ мей. Именно в эти послевоенные годы Н ово­ сибирск, еще не сложившийся город, чуть обрисовавшийся только на нескольких цен­ тральных улицах, состоявший в^ основном из домишек, бараков и пустырей, приобрел тот серый, невыразительный вид, который так удручает самих новосибирцев. А рост промышленности и населения еще под­ хлестывал строительные темпы, заставл яя забы ть про красоту; ведь в 1968 в Новоси­ бирске стало жителей миллион! Так что нынешний облик города — это не столько просчеты руководителей или леность мысли архитекторов. Это — печать истории. Наоборот, мысль архитекторов д а ­ ж е в 50—70-е годы пы талась использовать любую возможность, чтобы обойти ж ест­ кую диктатуру слабого строительного ком ­ плекса и хоть как-то возродить оригиналь­ ность. Лимиты и нормы не позволяли улучш ать-типовы е проекты зданий, и ново­ сибирские архитекторы старались исШль- зовать природную среду и рельеф мест­ ности. Здани я А кадем городка не бле­ щут архитектурой, кроме, разве что. Д ом а ученых и торгового центра, но городок так бережно вписан в природу, в нетронутый лес, что приобрел от этого особые качест­ ва выразительности. П рирода стала ф ак ­ тором архитектуры . На Красном проспекте, за путепроводом, где начинается Заельцовский район, ар ­ хитекторы А. А. Сабиров и М . Н. С таро­ дубцев прекрасно использовали рельеф, крутые и высокие склоны по обе стороны магистрали, подняли на вершину склонов жилые дома, а у подножия расположили «стекляшки», или «аквариумы», как их н а­ зывают в народе, «Праздничного зала», ресторанов «Океан» и «Садко». И типовая, в общем, архитектура получила свеж ее звучание Это место на Красном проспекте — со столичным размахом . Тот ж е самый А. А. Сабиров лет десять спустя, когда чуть стал ослабевать диктат строительных немощей (увы, приходится говорить именно так — вместо «строитель, ных мощностей»), спроектировал великолеп­ ное здание ТЮ За, которое сразу стало достопримечательностью Новосибирска, я р ­ кой чертой его лица. Лицо Новосибирска за первое столетие жизни еще далеко не сложилось, это пока отроческое лицо, с зыбкими, неустановив- шимися чертами, это честное лицо с ранни­ ми морщинками пережитого со всей стра­ ной. Я опять давно не прилетал домой в чис­ тое солнечное утро, но представляю себе, как сильно отступило за последние пятилет­ ки разливанное море домишек, это насле­ дие «нахальных» людей, первопроходцев, наследие краткой и стремительной ис­ тории города. Эта история леж ит на на­ ших плечах нашими трудностями. В мрачные годы культа личности, д а и во времена «застоя», к ак мы их называем, была тенденция к уравнительности, к ни­ велированию всего и вся — и экономиче­ ской системы, и мыслей, и полож ения горо­ дов. В этом смысле показательна судьба Ленинграда, так называемое «Ленинград, ское дело», состряпанное уж е после войны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2