Сибирские огни, 1989, № 6
конструктивизма. Это прежде всего зн а менитый «Дом с часами», с его ленточными галереями по всем этаж ам , с первыми, кстати говоря, в Новосибирске лифтами, с его функциональной башней, на которой далеко видны часы. По гордеевскому проекту построены так называемы е дома «Кузбассугля» на Крас ном проспекте. Гордееву принадлежит служебный и соцбытовой комплекс НКВД (теперь К Г Б и М ВД ) по улицам Комму нистической и Серебренниковской, в част ности, жилой дом, полукругом вогнутый от красной линии улицы (теперь, к сожалению, с очень запушенным ф асадом ). Дом куль туры имени Д зерж инского и спортклуб «Динамо». Проект Б. А. Гордеева был принят в основу здания татра оперы и б а лета, который потом дорабаты вался в Москве, в мастерской А. В. Щусева, од ного из крупнейших советских архитекто ров. Эскизный проект вокзала Новоси- бирск-Главный тож е создан Гордеевым, он потом дорабаты вался большой груп пой архитекторов, в том числе и Крячко- вым. Д а ж е неискушенному взгляду видно, как резко отличаются друг от друга архитек турные стили К рячкова и Гордеева, но вкупе они и создали как раз первоначаль ный цивилизованный облик Новосибирска. В довоенную пору были в городе и дру гие архитекторы, они достойны рассмотрев ния в специальных работах, но для общей истории Новосибирска важны эти два име ни. В древних городах архитектурные сти ли и поветрия сменяли друг друга на про тяжении веков, наслаивались постепенно, создавая толщу городской культуры. Ново- николаевск-Новосибирск начал свою жизнь, собственно, в двадцатом веке и никаких вековых наслоений не имел. Я не знаю, как можно в целом определить стиль Крячкова, но, на мой взгляд, он вобрал в себя ряд архитектурных традиций, рассыпанных по векам, спрессовал их, и начал новый город сразу с высокого уровня градостроитель ной культуры. Б. А. Гордеев, младший коллега Крячкова, привнес сразу ведущую тенденцию эпохи, которую официально называли эпохой реконструкции. И не нас лаивались в Новосибирске разны е стили, а сосуществовали единовременно. Едва за вершилось строительство дома с часами в 1934 году, как уж е шло строительство стоквартирного дома. Но после той поры, первоначальной по ры, отпечатывались на внешнем облике Н о восибирска уж е не столько стили, сколько драматические повороты всенародной судь бы. Во время войны сооруж алась масса б а раков во всех рабочих поселках и дощ атые избушки в оврагах речки Каменки; так систы долго еще назы вали Каменку самой длинной улицей в городе. С разу после вой ны появились немногочисленные, но доб ротные, и сейчас образцовые, жилы е дома, составляющие уютные кварталы по ули цам Ленина, Урицкого, Советской. Во вре мена Хрущева стали стремительно расти целые массивы пятиэтаж ек, «хрущоб», как с раздражением их станут назы вать впос ледствии, забы вая, что в конце 50-х — н а чале 60-х годов они выручили, принесли хотя бы временное счастье миллионам се мей. Именно в эти послевоенные годы Н ово сибирск, еще не сложившийся город, чуть обрисовавшийся только на нескольких цен тральных улицах, состоявший в^ основном из домишек, бараков и пустырей, приобрел тот серый, невыразительный вид, который так удручает самих новосибирцев. А рост промышленности и населения еще под хлестывал строительные темпы, заставл яя забы ть про красоту; ведь в 1968 в Новоси бирске стало жителей миллион! Так что нынешний облик города — это не столько просчеты руководителей или леность мысли архитекторов. Это — печать истории. Наоборот, мысль архитекторов д а ж е в 50—70-е годы пы талась использовать любую возможность, чтобы обойти ж ест кую диктатуру слабого строительного ком плекса и хоть как-то возродить оригиналь ность. Лимиты и нормы не позволяли улучш ать-типовы е проекты зданий, и ново сибирские архитекторы старались исШль- зовать природную среду и рельеф мест ности. Здани я А кадем городка не бле щут архитектурой, кроме, разве что. Д ом а ученых и торгового центра, но городок так бережно вписан в природу, в нетронутый лес, что приобрел от этого особые качест ва выразительности. П рирода стала ф ак тором архитектуры . На Красном проспекте, за путепроводом, где начинается Заельцовский район, ар хитекторы А. А. Сабиров и М . Н. С таро дубцев прекрасно использовали рельеф, крутые и высокие склоны по обе стороны магистрали, подняли на вершину склонов жилые дома, а у подножия расположили «стекляшки», или «аквариумы», как их н а зывают в народе, «Праздничного зала», ресторанов «Океан» и «Садко». И типовая, в общем, архитектура получила свеж ее звучание Это место на Красном проспекте — со столичным размахом . Тот ж е самый А. А. Сабиров лет десять спустя, когда чуть стал ослабевать диктат строительных немощей (увы, приходится говорить именно так — вместо «строитель, ных мощностей»), спроектировал великолеп ное здание ТЮ За, которое сразу стало достопримечательностью Новосибирска, я р кой чертой его лица. Лицо Новосибирска за первое столетие жизни еще далеко не сложилось, это пока отроческое лицо, с зыбкими, неустановив- шимися чертами, это честное лицо с ранни ми морщинками пережитого со всей стра ной. Я опять давно не прилетал домой в чис тое солнечное утро, но представляю себе, как сильно отступило за последние пятилет ки разливанное море домишек, это насле дие «нахальных» людей, первопроходцев, наследие краткой и стремительной ис тории города. Эта история леж ит на на ших плечах нашими трудностями. В мрачные годы культа личности, д а и во времена «застоя», к ак мы их называем, была тенденция к уравнительности, к ни велированию всего и вся — и экономиче ской системы, и мыслей, и полож ения горо дов. В этом смысле показательна судьба Ленинграда, так называемое «Ленинград, ское дело», состряпанное уж е после войны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2