Сибирские огни, 1989, № 6
да только что уложенный асф альт раск а пывается заново, и мне тяж ело становит ся от безобразно организованной торговли, нисколько не ориентированной на ликви дацию очередей, и мне становится не по се бе от неразрешимой загадки, почему при плохой работе наши бытовые и транспорт ные предприятия получают премии за пере выполнение планов. Но от всего этого я не меньше люблю Новосибирск, я лишь страдаю вместе с ним. Я прилетал в Новосибирск на самолете не менее как сотню раз. Но как-то так все получалось, что это были или ночные рей сы, или пасмурные, с пеленою туч, дни, или сидел я далеко от иллюминатора. Но однажды , лет пятнадцать назад, я подле тал к Новосибирску прозрачным солнечным утром, смотрел в иллюминатор, и подо мной, как на подробном архитектурном макете, раскинулся весь Новосибирск... Я был поражен, был ошарашен: от горизон та до горизонта простиралось разливан ное море черных одноэтажных домишек, среди которых то тут, то там изолированно и негусто поднимались белые жилмассивы и красные корпуса заводов. По земле я исходил свой город из конца в конец, не раз мои избирательные округа, когда я был депутатом горсовета, прихо дились на районы индивидуальных домов. Но все равно я не представлял себе, что наш великий Новосибирск — такой дере вянный, такой «деревенский» город. В ту пору я узнал, что одноэтаж ная застройка составляла от общей площади ж илья 52% . Конечно, если сдвинуть Новосибирск по плотнее, если бы Академгородок придви нуть к Ю го-Западному жилмассиву в рай оне «Сибсельмаша», если бы новые «Сне гири» соединить со старым Соцгородом завода Ч калова да перенести городок пед института с окраинного Камышинского плато на место домиков Октябрьского рай она по улицам Дунайской и Кирова, то предстал бы перед нами монолитный го род. Но кто сдвинет Новосибирск в прос транстве, если по размерам городской тер ритории он занимает третье место в Союзе, сразу после Москвы и Л енинграда! С се вера на юг, от Мочищенского карьера до Морского проспекта Академгородка он про тянулся на 50 километров, а с востока на запад — на 20. Кто сдвинет Новосибирск во времени, ес ли самое древнее его каменное здание — собор Александра Невского, в начале К рас ного проспекта,— возведено в 1906 году; этой «древности» сегодня, когда пишется этот очерк, всего 82 года. Именно в пору той «древности» вступает в историю Новосибирска архитектор Андрей Дмитриевич Крячков, преподаватель Том ского технологического института, может быть, самый крупный архитектор из всех, кого пока породила Сибирь. По его проекту построен городской тор говый корпус (ныне в нем размещ ается краеведеский музей). Д о сих пор это с а мое заметное здание в Новосибирске, и д а ж е соседство с грандиозным театром опе ры и балета нисколько не затмило его, на оборот, как-то выделило его особость, его нарядность, праздничность. Это здание все го-то двухэтажное, но вертикальное чере дование его сечений, то красного кирпича, то белой ш тукатурки, его протяженность вдоль проспекта, куполки на крыше, тяну щиеся ввысь, и, наконец, огромное, полу круглое, как арка, окно не на нижнем, а на верхнем этаж е,— все это как бы укрупня ет здание, устремляет его вверх. В то ж е самое время, начиная с 1910 го да, Крячков проектирует тринадцать школ в Новониколаевске Они и сейчас почти все сохранились и радую т глаз новосибирцев своей оригинальностью в окружении утом ляющей массовой застройки. Мне лично к а ж ется, что в них есть что-то от храмовых зданий в миниатюре; мож ет быть, Андрей Дмитриевич и дум ал о них, как о храмах просвещения народного. Поразительно, что до сих пор они не утратили своего функци онального предназначения: в одном здании размещ ается школа высшего спортивного мастерства, в другом — областная заоч ная школа. Архитектор С. Н. Баландин в своей прек расной книге «Новосибирск» справедливо пишет, что «они как бы наметили стилевое единство городской архитектуры, еще не имевшей традиций». А, Д . Крячков первый дал Новосибирску архитектуру. Крячкову принадлеж ат проекты таких любимых новосибирцами зданий, как театр «Красный факел», консерватория и Г л ав почтамт (правда, над двумя последними впоследствии надстроено еще по два эта ж а ), картинная галерея (бывшее здание обкома партии). Крячков участвовал в про ектировании малинового куба Госбанка, ук рашающего и ныне площадь Ленина; его проект, видоизмененный в ходе строитель ства, леж ит в основе окружного Д ом а офи церов. Но, пожалуй, вершиной творчества А. Д. К рячкова является дом в южной части Красного проспекта, который известен всем новосибирцам под именем «стоквартирный». Несмотря на то, что он посажен в низину, на склоне к речке Каменке, с большим о т ступом от красной линии проспекта, он все равно не теряет своей масштабности, вы ра зительности ф асада, в котором с изуми тельным чувством меры слиты воедино об щий облик жилого дома с элементами дворцового здания. М ож ет быть, это ощ у щение идет от срезанных углов, от ритма балконов, утопленных в стены,— не знаю, я не знаток архитектуры, я могу говорить лишь о личном впечатлении. Стоквартирный дом получил в 1938 году на Всемирной выс тавке в П ариж е «Гран-при». Это здание не только замечательно по архитектуре, оно до сих пор является, вероятно, лучшим жилым домом в городе по уюту и благо устройству квартир. Этот проект А. Д. Крячкова стал предметом подраж ания для ряда архитекторов, не только сибир ских. В середине 20-х годов повсеместно рас пространяется в архитектуре стиль кон структивизма. Сам Корбюзье строит в Мос кве здания. Новосибирск, чуткий к новым веяниям, быстро воспринимает этот стиль. И тут выделяется имя архитектора Б. А. Гордеева. Д остаточно вспомнить здания, создан ные по проектам Гордеева, чтобы уловить, так сказать, новосибирскую транскрипцию
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2