Сибирские огни, 1989, № 6

да только что уложенный асф альт раск а­ пывается заново, и мне тяж ело становит­ ся от безобразно организованной торговли, нисколько не ориентированной на ликви­ дацию очередей, и мне становится не по се­ бе от неразрешимой загадки, почему при плохой работе наши бытовые и транспорт­ ные предприятия получают премии за пере­ выполнение планов. Но от всего этого я не меньше люблю Новосибирск, я лишь страдаю вместе с ним. Я прилетал в Новосибирск на самолете не менее как сотню раз. Но как-то так все получалось, что это были или ночные рей­ сы, или пасмурные, с пеленою туч, дни, или сидел я далеко от иллюминатора. Но однажды , лет пятнадцать назад, я подле­ тал к Новосибирску прозрачным солнечным утром, смотрел в иллюминатор, и подо мной, как на подробном архитектурном макете, раскинулся весь Новосибирск... Я был поражен, был ошарашен: от горизон­ та до горизонта простиралось разливан­ ное море черных одноэтажных домишек, среди которых то тут, то там изолированно и негусто поднимались белые жилмассивы и красные корпуса заводов. По земле я исходил свой город из конца в конец, не раз мои избирательные округа, когда я был депутатом горсовета, прихо­ дились на районы индивидуальных домов. Но все равно я не представлял себе, что наш великий Новосибирск — такой дере­ вянный, такой «деревенский» город. В ту пору я узнал, что одноэтаж ная застройка составляла от общей площади ж илья 52% . Конечно, если сдвинуть Новосибирск по­ плотнее, если бы Академгородок придви­ нуть к Ю го-Западному жилмассиву в рай­ оне «Сибсельмаша», если бы новые «Сне­ гири» соединить со старым Соцгородом завода Ч калова да перенести городок пед­ института с окраинного Камышинского плато на место домиков Октябрьского рай­ она по улицам Дунайской и Кирова, то предстал бы перед нами монолитный го­ род. Но кто сдвинет Новосибирск в прос­ транстве, если по размерам городской тер­ ритории он занимает третье место в Союзе, сразу после Москвы и Л енинграда! С се­ вера на юг, от Мочищенского карьера до Морского проспекта Академгородка он про­ тянулся на 50 километров, а с востока на запад — на 20. Кто сдвинет Новосибирск во времени, ес­ ли самое древнее его каменное здание — собор Александра Невского, в начале К рас­ ного проспекта,— возведено в 1906 году; этой «древности» сегодня, когда пишется этот очерк, всего 82 года. Именно в пору той «древности» вступает в историю Новосибирска архитектор Андрей Дмитриевич Крячков, преподаватель Том­ ского технологического института, может быть, самый крупный архитектор из всех, кого пока породила Сибирь. По его проекту построен городской тор­ говый корпус (ныне в нем размещ ается краеведеский музей). Д о сих пор это с а ­ мое заметное здание в Новосибирске, и д а ­ ж е соседство с грандиозным театром опе­ ры и балета нисколько не затмило его, на­ оборот, как-то выделило его особость, его нарядность, праздничность. Это здание все­ го-то двухэтажное, но вертикальное чере­ дование его сечений, то красного кирпича, то белой ш тукатурки, его протяженность вдоль проспекта, куполки на крыше, тяну­ щиеся ввысь, и, наконец, огромное, полу­ круглое, как арка, окно не на нижнем, а на верхнем этаж е,— все это как бы укрупня­ ет здание, устремляет его вверх. В то ж е самое время, начиная с 1910 го­ да, Крячков проектирует тринадцать школ в Новониколаевске Они и сейчас почти все сохранились и радую т глаз новосибирцев своей оригинальностью в окружении утом­ ляющей массовой застройки. Мне лично к а ­ ж ется, что в них есть что-то от храмовых зданий в миниатюре; мож ет быть, Андрей Дмитриевич и дум ал о них, как о храмах просвещения народного. Поразительно, что до сих пор они не утратили своего функци­ онального предназначения: в одном здании размещ ается школа высшего спортивного мастерства, в другом — областная заоч­ ная школа. Архитектор С. Н. Баландин в своей прек­ расной книге «Новосибирск» справедливо пишет, что «они как бы наметили стилевое единство городской архитектуры, еще не имевшей традиций». А, Д . Крячков первый дал Новосибирску архитектуру. Крячкову принадлеж ат проекты таких любимых новосибирцами зданий, как театр «Красный факел», консерватория и Г л ав­ почтамт (правда, над двумя последними впоследствии надстроено еще по два эта­ ж а ), картинная галерея (бывшее здание обкома партии). Крячков участвовал в про­ ектировании малинового куба Госбанка, ук­ рашающего и ныне площадь Ленина; его проект, видоизмененный в ходе строитель­ ства, леж ит в основе окружного Д ом а офи­ церов. Но, пожалуй, вершиной творчества А. Д. К рячкова является дом в южной части Красного проспекта, который известен всем новосибирцам под именем «стоквартирный». Несмотря на то, что он посажен в низину, на склоне к речке Каменке, с большим о т­ ступом от красной линии проспекта, он все равно не теряет своей масштабности, вы ра­ зительности ф асада, в котором с изуми­ тельным чувством меры слиты воедино об­ щий облик жилого дома с элементами дворцового здания. М ож ет быть, это ощ у­ щение идет от срезанных углов, от ритма балконов, утопленных в стены,— не знаю, я не знаток архитектуры, я могу говорить лишь о личном впечатлении. Стоквартирный дом получил в 1938 году на Всемирной выс­ тавке в П ариж е «Гран-при». Это здание не только замечательно по архитектуре, оно до сих пор является, вероятно, лучшим жилым домом в городе по уюту и благо­ устройству квартир. Этот проект А. Д. Крячкова стал предметом подраж ания для ряда архитекторов, не только сибир­ ских. В середине 20-х годов повсеместно рас­ пространяется в архитектуре стиль кон­ структивизма. Сам Корбюзье строит в Мос­ кве здания. Новосибирск, чуткий к новым веяниям, быстро воспринимает этот стиль. И тут выделяется имя архитектора Б. А. Гордеева. Д остаточно вспомнить здания, создан­ ные по проектам Гордеева, чтобы уловить, так сказать, новосибирскую транскрипцию

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2