Сибирские огни, 1989, № 6
ствовать коробку скоростей его станка и резец. И вот вместо нормы 60 метров Шир шов дал 609. Инженеры боялись, что ста нок не вы держит такой нагрузки, но Ш ир шов попросил у директора завода 1Л.. Ф. К лавсутя разреш ить тысячу метров. Не смотря на протесты механика, директор р аз решил это под свою ответственность. И станок дал тысячу метров. Скоро все передовые токари завода мо дернизировали станки. Это произошло в считанные недели, без длинных путей согла. сований, просто инициатива изобретате лей и рабочих была утверж дена дирек тором, не без риска, конечно, но М. Ф. Клавсуть, кроме всего, был уверен в соб ственной инженерной способности опреде- лить реальную ценность новшества. Н и каких разрешений от нарком ата, никаких длительных испытаний и дотошных уче ных умозаключений. ОТК был самым стро гим — фронт! Вскоре П авел Ширшов дал 20 дневных норм. Так пошло движ ение тысячников. Новосибирские газеты сообщали имена все новых и новых героев труда, без звезд Героев, но воистину Героев с большой бук вы. Назовем их и мы — небольшой мемо риал трудовой славы одного завода: М я. к иш ев— 1030%, Колпаков — 1038, Сотни ков — 1120, Болонцев — 1300, Непомнящий — 1350, Б онд аренко— 1378, Нестеров — 1420, Бородин — 2348, Марценкевич — 3180% . Мастер Гуцелюк к матвеевскому усовершенствованию прибавил собственное оригинальное приспособление и дал 36 норм в смену. Эти полтора десятка стахановцев-ско- ростников заменили 264 станочников, уш ед ших на фронт. А было ведь это в пору жесточайшей централизации военного времени. И диву даеш ься, когда в наше демократическое время столько рабочей инициативы, рацио нализации, острого ума вязнет в несконча емых болотах согласований, неуверенных, но неодолимых запретов, невыносимой уж е чиновничьей регламентации. Полностью освободить рационализаторскую инициати ву массы от догляда чиновников всех сте п еней— это и будет возрождение трудово го опыта войны! Б Новосибирске, там где улица Ленина от центральной площ ади делает поворот к вокзалу, высоко над путепроводом, обочь путей транссибирской магистрали, стоит паровоз на вечном приколе. На этом паро возе бригада Николая Л унина в октябре 1941 года перешла рубеж стотысячекило метрового пробега без подъемочного ре монта, при норме 50 тысяч километров. Она удвоила жизнь паровоза. Приказом нарко ма путей сообщения «О развитии лунин- ского движ ения на ж елезнодорожном тран спорте в условиях войны» этот опыт был распространен по всем дорогам страны. Н. А. Лунин стал Героем Социалистиче ского Труда и лауреатом Сталинской пре мии. Он утвердил такой принцип: «Мой паровоз, моя бригада готовы к любому рей су, на любое расстояние». После того как Сталинград был освобож ден, Н. А. Лунин купил на собственные Средства эшелон угля в тысячу тонн и сам доставил его в героический город, у д линив плечо пробега одного паровоза бо лее чем до трех тысяч километров — от Н о восибирска до Сталинград_^а. И еще один трудовой подвиг новоси бирцев имеет символическое значение для понимания глубинных, народных корней нашей Победы. Б мае 1931 года было з а лож ено на площ ади Л енина грандиозное здание будущего театра оперы и балета, самое большое театральное здание не толь ко в СССР, но и в Европе. Э та слож ная стройка не имела аналогов, уж е в ходе р а . бот уточнялся проект, менялись задания. К огда началась война, театр еще стоял в лесах. Было бы вполне оправданно, если бы на время войны прекратили строительство те атра, не имевшее прямого отношения ко всеобщему лозунгу «Бее для фронта, все для победы!». В самом деле, о каком тут театре могла идти речь? Но в том-то и д е ло, что в «роковые сороковые» возведение самого крупного театра Европы продол ж алось. Эта стройка, вся обращ енная в бу дущее, вы рывавш аяся из катаклизм ов вой ны, больше многого другого говорила о не сомненности нашей победы, о временности военной трагедии по сравнению с бесконеч. ностью близкой уж е мирной жизни. И совсем символичным явилось то, что строительство было заверш ено к маю 1945 года, хотя никакой провидец, конечно, не мог предусмотреть совмещение победного м ая с графиком сдачи театрального зд а ния в эксплуатацию ! И тем не менее 9 мая 1945 года здесь состоялся концерт в честь Победы. А 12 м ая прошла премьера — опе ра «Иван Сусанин», и ее «Славься!», з а мешенное на счастье и слезах, мощно про звучало в гигантском зале. Мои друзья из соседних городов по смеиваются, когда я начинаю говорить о Новосибирске: «Ну, конечно, самый, с а мый... Или самый большой, или самый пер вый!» Ну, а что поделаешь, если это здание, заверш енное за годы войны, и сейчас са мое большое театральное здание в СССР. К огда наш театр едет на гастроли в Мос кву, то на сцене Большого театра прихо. дится подгибать декорации и задники, по тому что зеркало сцены у нас на шесть метров больше, чем в Большом. Новосибирский театр оперы и балета стал первым академическим театром на перифе рии. Его балетная труппа завоевала славу третьего балета в СССР, после Большого и Л енинградского имени Кирова. Мы, ста рые новосибирские ж урналисты , помним, как в Новосибирск приезж ал вице-прези дент США Р. Никсон, ему показали наш б а лет, и тотчас сопровождавшие его ж у р н а листы кинулись вести следствие: откуда — из Москвы или Л енинграда — была ради приезда переброшена, так сказать, десан тирована эта труппа. Президент Франции Ш арль де Голль, по. сетивший Новосибирск, был более благоро ден и доверчив. Он настолько восхитился новосибирским балетом, что пригласил его на гастроли во Францию. Следующий пре зидент Ф ранции Ж орж Помпиду при посе щении Новосибирска тож е побывал в т е атре и опять ж е пригласил труппу в П а риж . Новосибирский балет дваж ды гастро лировал во Франции по президентским приг- лаш ения 1 и.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2