Сибирские огни, 1989, № 6
крыши крыть». Здесь он кончал заводской аэроклуб — отсюда ринулся в небо, чтобы стать лучшим асом второй мировой войны, трижды Героем Советского Союза. К огда он сам вел в бой эскадрилью или а в и а. полк, то немецкие рации тревож но преду- преж дали своих летчиков; «Ахтунг! Ах. тунг! В воздухе Покрышкин!» Д а , Новосибирск — крылатый город, ведь его авиационный завод имени Ч кал ова — во время войны завод № 153 — д ал фронту 15 тысяч истребителей! Вероятно, не случайно Генеральный Кон. структор П авел Осипович Сухой, имя кото, рого долгие годы было засекречено, со зд а тель первых в мире самолетов с изменяю , щейся геометрией крыла, л ауреат Л енин, ской и Государственных премий, дваж ды Герой Социалистического Труда, многие со. зывы был депутатом Верховного Совета СССР именно от Новосибирска. Вся Зап ад н ая Сибирь входила в первые пятилетки масштабно, и концентрацией этой масш табности был Новосибирск. В 1927 году на XV съезде партии предсе датель Сибкрайисполкома Р. И. Эйхе под. нял проблему, которая не потеряла остро ты и сейчас. По постановлению Политбюро Ц К В К П (б ) Турксиб долж ны были зак о н чить за четыре года, на это требовалось 40 миллионов рублей. Но инстанции, ведающие кредитами, отпустили только 25 миллионов. Сообщив об этом съезду, Эйхе добавил: — То ж е происходит и с Тельбесским з а . водом. Следует пояснить, что в первых прикид ках Тельбесским заводом назы вался ны. нешний Кузнецкий металлургический ком бинат. — В ажность этого предприятия всем ясна,— продолж ал Эйхе.— Н есмотря на это. нам вместо намеченных 4 миллионов, очень мизерной суммы, отпустили один миллион четыреста тысяч рублей, чтобы, так сказать, отмахнуться от нас. По-моему, надо ста. вить вопрос таким образом : или ничего не давать, или давать ту сумму, которая поз воляет реально приступить к строитель ству. А вы давать миллион рублей дл я то. го, чтобы отвязаться,— это, товарищи, лишняя трата денег. Р. И. Эйхе уж е тогда во зр аж ал против тенденции, которая в наши дни получила столь губительное распространение в виде «долгостроев», не обеспеченных полностью ни финансами, ни материальными ресурса, ми. Украинские делегаты , у которых был Днепрострой, обеспокоенные тем, что уре ж у т им средства ради Сибири, кричали из зала: — Местнические тенденции! Но сибиряков поддерж ал председатель ВСНХ В. В. Куйбышев: — Урал и Сибирь имеют все основания претендовать на то, чтобы этот пятилетний план был сдвигом в области индустрии в этих районах. И лья Эренбург, сделавший одну из пер вых попыток запечатлеть образ Н овоси. бирска в худож ественной литературе, так описывает наш город начала тридцатых го дов в повести «День второй»: «Отовсюду пришли в Новосибирск новые люди. Ж и л ья д л я них не было. Они стро. или лачуги и копали землянки. Их поселки назы вали «Н ахаловками». Новы е люди и впрямь были нахальны : они хотели во что бы то ни стало жить. С тары е дом а сносили. Улиц больше не было, и весь город превратился в стройку. Он был припудрен известкой. Он пах оли фой, нефтью и смолой. Автомобили пры га ли по ухабам , вязли в грязи и, тяж ело ды ша, вы рывались на окраины ... Н а окраинах люди рыли землю , и редактор «Советской Сибири» (И . И. Л яш енко.— А. Н.) острил; «В Америке небоскребы, а у нас зем лескре. бы». Г ород мечтал о новой Америке. Начали строить большие дом а: это был Новый Свет — каким его показы вали на экране. Ж ители говорили о своем городе: «Это сибирский Чикаго», и, ж ел ая д а ж е в шутке соблюсти стиль, они поспешно добавляли: «Сибчика. го». Воаие города строили большой завод, чтобы изготовлять комбайны . Вокруг за в о . да колосилась пшеница. Город распределял, н аставлял и правил. Не переводя ды хания, днем и ночью город повторял: «Слушали — постановили». Ту ж е картину в эти годы увидел и Л ео нид М артынов, только он вы брал другую точку взгляд а — не с земли, а с-под выси. Знаменитый уж е тогда, в свои двадцать пять лет, поэт писал: «В Новосибирск лучш е всего прилететь на самолете. Тогда ясно представляеш ь себе ту гигантскую перестройку, которой под. вергнут город. Сверху отчетливее и яснее видно, как кубы камня и ж елезобетона растут, вы тесняя гнилое дерево дореволю ционного Н овониколаевска. С верху стано вится ясным, что городские сады — не что иное, как куски первобытного леса, окру ж енные ныке улицами. Сверху особенно бро сается в глаза ди кая непропорциональность новых — советских и старых — дореволюци. онных построек. С тары е «хижины» чере дую тся с «дворцами» из стекла и ж елеза. И збуш ки ю тятся рядом с громадным до мом, занимающим целый квартал. Т аков Новосибирск, если на него глядеть с самолета». Эренбург и М артынов уловили динамич ность стремительного города. Те «нахаль. ные» новые люди, источавшие в массе сво. ей великую энергию, действовали, собствен, но говоря, по традициям землепроходцев, осваивавших когда-то Сибирь народным потоком, на свой страх и риск; они думали о возведении и закреплении новых поселе. ний, а не о благоустроенном быте. Н аука история утверж дает, что для пе риода форсированного превращ ения стра ны из аграрной в индустриальную х а р ак т е. рен массовый приток в народное хозяйство, в промышленность и сферу управления но вых кадров преж де всего из деревни. В с а мом деле, и на Днепрострое, и на Турксибе, и на Тельбесском заводе сотни тысяч к р е стьян превращ ались в рабочий класс. Мы теперь знаем издерж ки этого процес са, связанны е с репрессивными методами коллективизации, но неоспоримо и то, что страна невиданными темпами превращ а. лась в индустриальную держ аву.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2