Сибирские огни, 1989, № 6

Транссибирская магистраль породила ^не­ мало городов: Барабинек, Т атарск, Тайга, Ю рга, Боготол... Они все возникли на р а в ­ ных, как ж елезнодорож ны е станции, вместе со станцией Обь. Однако одному Новоси­ бирску суждено было вырваться из ряда сверстников и обогнать все старинные, по­ читаемые сибирские города, да и не только сибирские. Еще в прошлом веке, в 1898 году, ж у р ­ нал «Нива» писал: «Проведение великой Сибирской железной дороги так изменило картину Сибири и так отразилось на неко­ торых населенных пунктах, что невольно приходится изумляться. К одному из таких центров, поражающих чисто американским ростом, следует отнести поселок Ново-Ни- колаевский». Этому «центру» было тогда отроду 5 лет, а население его составляло около 8 тысяч человек. Мы имеем еще одно, живое и вы разитель­ ное, свидетельство о поселке Ново-Нико- лаевском того времени — свидетельство Б. И. Ленина. Как известно, 29^ января 1897 года было подписано «высочайшее по­ веление» о его высылке в Восточную С и­ бирь под гласный надзор полиции сроком на три года. Ленин получил разрешение следовать в ссылку не по этапу, а за свой счет, по проходному свидетельству в р ас­ поряж ение иркутского генерал-губернатора. В Иркутск он не попал, остановился в Красноярске, где и получил распоряж ение поселиться в Шушенском. И вот 2 марта 1897 года он с дороги пи­ шет матери, Марии Александровне, письмо с обратным адресом «Станция Обь»: «Пишу тебе, дорогая мамочка, еще раз с дороги. Остановка здесь большая, делать нечего, и я решил приняться паки и паки за дорож ное письмо — третье по счету. Ехать все еще остается двое суток. Я переехал сейчас на лош адях через Обь и взял уж е билет до К расноярска. Т ак как здесь движ ение пока «временное», то плата еще по старому тарифу, и мне пришлось от­ дать 10 р. за билет + 5 Р- за багаж за к а­ кие-нибудь 700 верст!! И движ ение поездов здесь уж е совсем непозволительное. Эти 700 верст мы протащимся двое суток... чем дальш е, тем тише ползут поезда. Переезд через Обь приходится делать на лош адях, потому что мост еще не готов окончательно, хотя уж е возведен его остов. Ехать было недурно,— но без теплого (или, вернее, теплейшего) платья удалось обойтись только благодаря кратковрем ен­ ности переезда: менее часа». К ак установлено нашими краеведами, путь от станции Кривощеково на челябин­ ской линии пролегал на лош адях по льду Оби с выездом на Сузунский подъем (при. мерно, теперешняя улица Босход), затем по мостку через Каменку, вероятно, на месте нынешнего О ктябрьского моста, и до стан­ ции Обь, на красноярской линии, которая стояла на месте нынешнего вокзала Ново- сибирск-Главный. Не могу удерж аться, чтобы не процити. ровать дальш е письмо двадцатисемилетне­ го Ленина, где так эмоционально и зримо передает он свои впечатления о Сибири, об окрестностях будущего Новосибирска: «Несмотря на дьявольскую медлитель, ность передвижения, я утомлен дорогой не. сравненно меньше, чем ож идал. М ожно сказать даж е, что вовсе почти не утомлен. Это мне самому странно, ибо прежде, бы ­ вало, какие-нибудь 3 суток от С амары до С .-П етербурга и то измают. Д ело, вероят­ но, в том, что я здесь все ночи без исклю . чения прекрасно сплю. Окрестности З а п а д ­ но-Сибирской дороги, которую я только что проехал всю (1300 верст от Ч елябинска до Кривощ екова, трое суток), поразительно однообразны : голая и глухая степь. Ни ж илья, ни городов, очень редки деревни, изредка лес, а то все степь. Снег и небо и так в течение всех трех дней. Д альш е бу­ дет, говорят, сначала тайга, а потом, от Ачинска, горы. Зато воздух степной чрез­ вычайно хорош : дышится легко. Мороз крепкий: больше 20“’, но переносится он несравненно легче, чем в России. ' Я бы не сказал, что здесь 20°. Сибиряки уверяют, что это благодаря «мягкости» воздуха, ко­ торая делает мороз гораздо легче перено. симым. Весьма правдоподобно»'. Несомненно, через два десятка лет Ленин вспомнил станции Кривощ еково и Обь, где ему пришлось провести много часов в ож и ­ дании красноярского поезда, когда 15 д е­ кабря 1919 года посылал телеграмму пред­ седателю Сибревкома И. Н. Смирнову: «Поздравляю со взятием Новониколаевска. Позаботьтесь всячески о взятии в целости Кузнецкого района и угля...» Именно под Новониколаевском Колчак потерпел решающее поражение. Здесь было взято в плен больше 30 тысяч солдат и около 2 тысяч офицеров, штабы 2-й и 3-й колчаковских армий, захвачено более 200 орудий, в том числе вся тяж ел ая артилле­ рия, 2 бронепоезда, 5 броневиков, около тысячи пулеметов, более 50 тысяч винтовок, 5 миллионов патронов и 3 миллиона сн а. рядов. Д альш е, до Иркутска, колчаковцы уж е не столько сраж ались, сколько откатывались, без крупного сопротивления. Новониколаевск и Кузнецкий район брала 5-я армия. Командовал ею Генрих Христофорович Эйхе, однофамилец извест­ ного деятеля партии Р. И. Эйхе, тож е л а ­ тыш. Б первую мировую войну Г. X. Эйхе воевал штабс-капитаном. После Ф евраль­ ской революции солдаты избрали его, оф и­ цера, председателем Боенно-революционно- го комитета полка. Б марте 1918 года он добровольно вступил в Красную Армию, воевал против Колчака, за год последова­ тельно командуя полком, бригадой, диви, зией. В ноябре 1919 года Г. X. Эйхе при­ нял от Тухачевского командование 5-й а р . мией в связи с назначением последнего ко. мандующим К авказским фронтом. 5-я ар . мия, руководимая Г. X. Эйхе, освободила Омск, Новониколаевск, Красноярск, И р . кутск. Интересно отметить, что в рядах этой армии штурмовали Новониколаевск р яд о ­ вой пулеметчик Родион Малиновский и к о . мандир эскадрона Константин Рокоссов. ский, а в политотделе армии работал чеш . ский коммунист, из военнопленных миро­ вой войны, Ярослав Гашек (который, между прочим, заболел в Новониколаевске тифом, два месяца пролежал здесь в госпитале и потом догнал свою армию уж е в И ркутске). • В. и . Л е н и н . Поли. собр. соч. Т. 55. С. 22-23.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2