Сибирские огни, 1989, № 6
/ (Ш к 100-ЛЕТИЮ ^ НОВОСИВИРСНА Анатолий НИКУЛЬКОВ СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ГОРОД Е сть расхож ее толкование, будто истин ная любовь безотчетна, необъяснима, что это наитие, не подлеж ащ ее ана лизу. Не знаю, кто как, а я убежден, что так считают только ленивые или робкие умы, которые не ж елаю т, а то и страш атся осознать, определить истоки своих чувств. Истинная любовь требует постоянной р а боты, напряж ения души, усилий, чтобы удерж ать ее, укрепить, приблизить к со вершенству. В ранней своей поэме «Станция Зима» Евгений Евтушенко справедливо писал: Нам пе слепой любви к России надо, а думающей, пристальной любви! Д а , это верно, это касается и семейных отношений, и любви ко всей России в це лом, и любви к малой родине — городу или деревне, где родился человек. Я люблю Новосибирск,— и не только по тому, что здесь прошла почти вся моя жизнь, а люблю осознанно, зная, чем объ яснить эту любовь. Само рож дение Новосибирска предопре делено передовыми идеями XIX века. Ведь транссибирская м агистраль — это сам ая ве ликая ж елезнодорож ная стройка в мире по протяженности и темпам строительства; путь в 10 тысяч километров от Челябинска до В ладивостока был проложен всего за 13 лет! М агистраль проходила по старым сибир ским городам: Омск, Красноярск, Иркутск, и направление на эти опорные пункты не вы зывало никаких разногласий. Но в точке сибирского пространства, где впоследствии вырос Новосибирск, схватились противо. борствующие силы технического прогресса и ведомственности, государственного инте- реса и местничества. Н. Г. Гарин-Михайловский полгода вел изыскания по берегам Оби, а затем полтора года пробивал, отстаивал свой проект и через столичную печать, и в министерстве путей сообщения. Не только с точки зре. ния инженерной он доказы вал оптималь. ность кривощековского варианта в проти. вовес более северному, томскому, но исхо дил из государственной мысли, что транзит ную магистраль нет нужды удлинять на двести верст, что линия через Кривощеково дает казне экономию в три миллиона р у б лей. Н. Г. Гарин-Михайловский спас еще не рожденный город, отстоял его право на рождение. Уже в наше время он официаль но признан основателем Новосибирска. Но вот теперь, накануне 100-летия, в местной печати — в газетах «Молодость Сибири» и «Вечерний Новосибирск» — появились ста тьи, оспаривающие это признание. Что ж, сейчас время дискуссий. Хорошее время, полезное. Стираются «белые пятна», уточняются оценки событий и личностей, вырабатываю тся новые концепции. Д и скус сии идут по гигантской амплитуде — от все мирно-глобальных проблем до частных. И стория Новосибирска, строго говоря, толь ко еще складывается, и есть нуж да с пер вых ж е шагов разрабаты вать ее с макси мальной научной доказательностью , уточ нять неясные сюжеты, объективней опреде лять роль тех или иных деятелей. Речь идет не только о Гарине-Михайловском, но и о таких людях, связанных с Новосибирском, как член Сиббюро ЦК Р К П (б ) Емельян Ярославский, один из основоположников космонавтики Юрий Кондратюк, архитек тор Андрей Крячков, секретарь Запсибкрай- кома ВКП (б) Роберт Эйхе, м арш ал авиации Александр Покрышкин, академик Михаил Л аврентьев, и о тех, кто прочно ж ивет в памяти новосибирцев, кто овеян легендой, хотя и не является личностью историче ской, как семья Шамшиных, Д уся К оваль чук, Борис Богатков. Вероятно, это мое определение вы зовет возраж ения. Здесь нет возможности оста, навливаться на различии м еж ду личностя. ми историческими и личностями, хотя и яр. кими, пример которых воспитующ, но все ж е имеющими местное звучание, не вош ед. шими в историю страны, Я хочу пока толь ко сказать, что нашей фальсифицированной истории пора вернуть ее прежнее значе. ние, прежнее величие, как науки, избавить ее от нивелирования, когда она смеш алась с краеведением. История и краеведение — все-таки разные уровни науки. История ос новывается на самостоятельной концепции, на философии развития общ ества. К раеве дение изучает и систематизирует региональ. ные факты на основе господствующей исто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2