Сибирские огни, 1989, № 6
затем ежегодные эксплуатационные расхо ды. А в какую копеечку выльется строи' чер ез^отн и киломе?ров 'нГсамосв“ “ транспортировка Не луч 1 пе обстоит дело еще с одним ком понентом б е т о н а -ц е м е н т о м . Д л я п™ры?ия V г бетонЙьования оро Г м л н МП тые™ ” "" ежегодно з а в о е т 1 млн. 200 тыс. тонн цемента из Т аджи кистана, К азахстана. Пензенской области и Сибири. Цемент в самой республике изго тавливается по дорогостящей технологии на завозимых из Чимкента и Актюбинска электротермофосфорных шлаках и колче данных огарках. «Расчеты показывают, что сокращение ввоза цемента, огарков и граншлаков в Среднюю Азию из других районов страны позволит уменьшить излишнюю работу ж е лезнодорожного транспорта на 900 млн. тонно-километров в год, высвобождать еж е суточно 260 вагонов рабочего парка для пе ревозки других народнохозяйственных гру зов и сократить транспортные издержки народного хозяйства, рассчитанные по себе стоимости, на 28 миллионов рублей» — пи сал в 1984 году заместитель министра пу тей сообщения В. Н. Гинько. В том ж е го ду «П равда» писала: «Основательно подры вается кормовая база хозяйств Омской об ласти, которую Иртыш пересекает на про тяж ении более тысячи километров Из со рока тысяч гектаров ценнейших пойменных лугов (когда-то они давали свыше милли- она ТОНН первоклассного сена) не осталось почти ничего. Ежегодный недобор с них мо лока и мяса оценивается в 20 миллионов рублей. ...в Омске некоторое время назад оказались почти на поверхности водозабо ры, трубы нефтепроводов. Пришлось срочно бросить большие силы и средства, чтобы все это перемонтировать, углубить, обезопа сить судоходство. Д а и сейчас речники вы полняют план не благодаря максимальному использованию флота, а путем наращ ива ния количества судов, которые часто не пол ностью загруж аю тся из-за мелководья». Сибирь сам а стала испытывать затрудне ния с водой, планируемое строительство гигантского кан ала не обеспечено стройма териалами, капитальные вложения в него окупятся только в XXI веке. Тем не менее подготовка строительства водной артерии Сибирь — Средняя Азия велась нарастаю щими темпами. В Тюменской области под разделения министерства мелиорации и водного хозяйства Узбекской ССР начали строить производственные базы и жилье. На трассу Сибарала вышли геодезисты и инженеры-геологи, развернулись дорого стоящие буровые работы. На столь очевид ное безрассудство, естественно, последова ла отрицательная реакция общественности. Наступил август 1986 года. Ц ентраль ный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О прекраще нии работ по переброске части стока север ных и сибирских рек». В нем, в частности, говорится: «...Продолжить изучение научных проб лем, связанных с региональным перераспре делением водных ресурсов, на основе про ведения всесторонних экономических и эко логических исследований, применения сов ременных экономико-математических мето дов н технических средств, а такж е глубо кого анализа отечественного и зарубежного опыта в этом деле... разработать конкрет ные мероприятия и определить программу действий по значительному повышению эффективности орошаемых земель на осно ве реконструкции действующих ороситель ных систем, комплексного использования всех ф акторов интенсификации... обеспечить осуществление действенных мер по эконом ному использованию водных ресурсов на производственно-бытовые, сельскохозяйст венные и иные нужды , с тем чтобы в теку щей пятилетке добиться сокращ ения расхо да воды на указанны е цели не менее чем на 15—20 процентов». СУДЬБА АРАЛА Невелико Аральское море, но среди пу стынь и полупустынь Средней Азии и К азах стана оно — единственный значительный во доем, «сердце» обширной гидрографической системы, важнейший климатический регуля тор тех мест, где капля воды, как гласит во сточная пословица, «драгоценней, чем ал. маз». Ежегодно с бирюзовой глади Арала испаряется более чем метровый слой воды. Свыше трех тысяч лет Амударья с Сыр дарьей восполняли эту потерю. Но вот в дела природы вмешался человек, отвел речную воду на поля. Зримо и быстро от ступает море. Впервые на Арал я вылетел в марте 1959 года для проведения изысканий под берегозащитную дамбу, оградившую город Муйнак от яростных наскоков гонимых ураганным норд-вестом морских волн В те времена до окруженной водой столицы рыбаков, звероловов и охотников можно было добраться только по воздуху либо на теплоходе по реке во время нави гации. Приморскую дельту покрывал весь в серебристых пятнах озер сплошной ко вер темно-зеленых тугайных лесов и п лав ней, не раз довелось увидеть средь них и снять на пленку кабанов, колонии белых пеликанов и стаи черных бакланов. На о т гонных пастбищах тучнели сто тысяч голов крупного рогатого скота и восемь тысяч лошадей. Обильные природные корма обе. спечивали высокую рентабельность произ водства мяса, себестоимость центнера при веса в дельте обходилась в два раза ниже, чем в остальных хозяйствах К аракалпакии. Зверопромысловые угодья давали миллион и более ежегодных шкурок ондатры, они отправлялись на международный пушной аукцион и приносили стране валюту. В светло-зеленых и бирюзовых водах моря ставились десятки километров белых капроновых сетей, между ними сновали приемотранспортные суда и юркие ры бацкие лодки. Одиннадцать процентов об щесоюзных уловов ценных рыб давало в те годы Аральское море. Семь лет спустя я подъехал к берегу у .^кпеткннского архипелага и не узнал хо рошо знакомых мест: где раньше вода д о ходила до подбородка, там л еж ала нагре тая солнцем пыль и блестели крупинки соли, В маршрутах по запутанному л аб и ринту проливов, при высадке на острова для отбора проб пришлось брести, прова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2