Сибирские огни, 1989, № 6

затем ежегодные эксплуатационные расхо ды. А в какую копеечку выльется строи' чер ез^отн и киломе?ров 'нГсамосв“ “ транспортировка Не луч 1 пе обстоит дело еще с одним ком понентом б е т о н а -ц е м е н т о м . Д л я п™ры?ия V г бетонЙьования оро Г м л н МП тые™ ” "" ежегодно з а в о е т 1 млн. 200 тыс. тонн цемента из Т аджи кистана, К азахстана. Пензенской области и Сибири. Цемент в самой республике изго­ тавливается по дорогостящей технологии на завозимых из Чимкента и Актюбинска электротермофосфорных шлаках и колче данных огарках. «Расчеты показывают, что сокращение ввоза цемента, огарков и граншлаков в Среднюю Азию из других районов страны позволит уменьшить излишнюю работу ж е ­ лезнодорожного транспорта на 900 млн. тонно-километров в год, высвобождать еж е­ суточно 260 вагонов рабочего парка для пе­ ревозки других народнохозяйственных гру­ зов и сократить транспортные издержки народного хозяйства, рассчитанные по себе­ стоимости, на 28 миллионов рублей» — пи сал в 1984 году заместитель министра пу­ тей сообщения В. Н. Гинько. В том ж е го­ ду «П равда» писала: «Основательно подры­ вается кормовая база хозяйств Омской об­ ласти, которую Иртыш пересекает на про­ тяж ении более тысячи километров Из со рока тысяч гектаров ценнейших пойменных лугов (когда-то они давали свыше милли- она ТОНН первоклассного сена) не осталось почти ничего. Ежегодный недобор с них мо­ лока и мяса оценивается в 20 миллионов рублей. ...в Омске некоторое время назад оказались почти на поверхности водозабо­ ры, трубы нефтепроводов. Пришлось срочно бросить большие силы и средства, чтобы все это перемонтировать, углубить, обезопа­ сить судоходство. Д а и сейчас речники вы­ полняют план не благодаря максимальному использованию флота, а путем наращ ива­ ния количества судов, которые часто не пол­ ностью загруж аю тся из-за мелководья». Сибирь сам а стала испытывать затрудне­ ния с водой, планируемое строительство гигантского кан ала не обеспечено стройма­ териалами, капитальные вложения в него окупятся только в XXI веке. Тем не менее подготовка строительства водной артерии Сибирь — Средняя Азия велась нарастаю ­ щими темпами. В Тюменской области под­ разделения министерства мелиорации и водного хозяйства Узбекской ССР начали строить производственные базы и жилье. На трассу Сибарала вышли геодезисты и инженеры-геологи, развернулись дорого­ стоящие буровые работы. На столь очевид­ ное безрассудство, естественно, последова­ ла отрицательная реакция общественности. Наступил август 1986 года. Ц ентраль­ ный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О прекраще­ нии работ по переброске части стока север­ ных и сибирских рек». В нем, в частности, говорится: «...Продолжить изучение научных проб­ лем, связанных с региональным перераспре­ делением водных ресурсов, на основе про­ ведения всесторонних экономических и эко­ логических исследований, применения сов­ ременных экономико-математических мето­ дов н технических средств, а такж е глубо­ кого анализа отечественного и зарубежного опыта в этом деле... разработать конкрет­ ные мероприятия и определить программу действий по значительному повышению эффективности орошаемых земель на осно­ ве реконструкции действующих ороситель­ ных систем, комплексного использования всех ф акторов интенсификации... обеспечить осуществление действенных мер по эконом­ ному использованию водных ресурсов на производственно-бытовые, сельскохозяйст­ венные и иные нужды , с тем чтобы в теку­ щей пятилетке добиться сокращ ения расхо­ да воды на указанны е цели не менее чем на 15—20 процентов». СУДЬБА АРАЛА Невелико Аральское море, но среди пу­ стынь и полупустынь Средней Азии и К азах­ стана оно — единственный значительный во­ доем, «сердце» обширной гидрографической системы, важнейший климатический регуля­ тор тех мест, где капля воды, как гласит во­ сточная пословица, «драгоценней, чем ал. маз». Ежегодно с бирюзовой глади Арала испаряется более чем метровый слой воды. Свыше трех тысяч лет Амударья с Сыр­ дарьей восполняли эту потерю. Но вот в дела природы вмешался человек, отвел речную воду на поля. Зримо и быстро от­ ступает море. Впервые на Арал я вылетел в марте 1959 года для проведения изысканий под берегозащитную дамбу, оградившую город Муйнак от яростных наскоков гонимых ураганным норд-вестом морских волн В те времена до окруженной водой столицы рыбаков, звероловов и охотников можно было добраться только по воздуху либо на теплоходе по реке во время нави­ гации. Приморскую дельту покрывал весь в серебристых пятнах озер сплошной ко­ вер темно-зеленых тугайных лесов и п лав­ ней, не раз довелось увидеть средь них и снять на пленку кабанов, колонии белых пеликанов и стаи черных бакланов. На о т­ гонных пастбищах тучнели сто тысяч голов крупного рогатого скота и восемь тысяч лошадей. Обильные природные корма обе. спечивали высокую рентабельность произ­ водства мяса, себестоимость центнера при­ веса в дельте обходилась в два раза ниже, чем в остальных хозяйствах К аракалпакии. Зверопромысловые угодья давали миллион и более ежегодных шкурок ондатры, они отправлялись на международный пушной аукцион и приносили стране валюту. В светло-зеленых и бирюзовых водах моря ставились десятки километров белых капроновых сетей, между ними сновали приемотранспортные суда и юркие ры ­ бацкие лодки. Одиннадцать процентов об­ щесоюзных уловов ценных рыб давало в те годы Аральское море. Семь лет спустя я подъехал к берегу у .^кпеткннского архипелага и не узнал хо­ рошо знакомых мест: где раньше вода д о ­ ходила до подбородка, там л еж ала нагре­ тая солнцем пыль и блестели крупинки соли, В маршрутах по запутанному л аб и ­ ринту проливов, при высадке на острова для отбора проб пришлось брести, прова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2