Сибирские огни, 1989, № 5
же поживал и свой Рафаэль. Всегда и везде отыщется свой Рафаэль, был такой и в моей Армии, только звали его войска по-другому, звали его то «гестаповец», то «эсэсовец», потому что не понимали и боялись, а все, что вызывает страх и непонимание, награждается именами страш ными, непонятными. И еще, может быть, от бедности словаря, от бед ности, скудости, убогости словаря, где не было уже цены прямым значе ниям, потому что значения эти множились, словно деньги на заре Совет ской власти, вот и не было веры им, приходилось идти от обратного, идти от противного. А самым свежим тогда обратным знанием, докатившим и до нашей глуши, было знание, что немцы, которых мы победили, были, оказывается, не дураки, и то очень смелым казалось тогда знанием, оно еще более давало значение нашей победе, нашей несокрушимой мощи, а с другой стороны, давало и некий образец в словосочетании «немецкая машина», каждый тут понимал нужность нам такой же машины, такой же организации, что, с добавлением знаменитой суворовской удали — пуля дура, штык молодец, даст нам окончательную несокрушимость, от которой заткнутся со своим миллиардом китайцы, утрутся со своей тех никой американцы, а европейцев мы завсегда бивали, они и не посмеют. Суровая действительность демонстрировала одно и то же: до машинности нам все так же далеко, как и до позабытой теперь удали, обернувшейся более употребимой традицией — солдат шнлом бреется и так далее, что опять же от бедности, от воровства и бестолковости. Рафаэль не боялся дедов, не заигрывал с ними, совершал поступки согласно Уставу, вплоть до героических, в Советской Армии всегда есть место подвигу: то пусковая установка не сработает и надо бежать из укрытия и чего-то там ковырять с риском для жизни, то солдатик заску чал по маме и тихо пошагал в тайгу с автоматом через плечо, и надо в мороз, в пургу, в ночь рыскать по лесу и тащить полуобмороженного воина на горбушке, то проверял он часовых без разводящего, без нач- кара, шел и шел к часовому, не реагируя на окрик, хотя строжайше запрещено такое геройство... «Ты знаешь, его даже гестаповцем называют»,— передавали заду- шенно молодым. И больше здесь было языческого страха, угрозы так называть, больше было желания оправдаться, раз он такой, значит, и с нас взятки гладки, на самом-то деле каждый Рафаэля, что называ ется, уважал, хором же — ненавидели — одним лишь фактом своего су ществования делал он явным болото, в котором барахтались все. Ну, конечно, конечно, все были против дедовства, все боролись с дедовством, грозили дисбатом — и что? Да ничего, отцам-командирам дедовство выгодно, порядок внешне вроде бы обеспечен, а кем, как, ка кой ценой, оно вроде бы и не важно, все живы-здоровы, порядок соблю дается — и ладно. И когда обнаруживают вдруг, что порядок-то липовый, что здоровы, оказывается, не все, да и живы — не все — вот тогда и начинается тарарам!.. Но проходит, забывается, начальство в городе, губа — волокита, дисбат — волокита вдвойне, еще и пятно, сами как ни будь, своей властью, толком наказать нельзя, так подгадить хоть, ли шить того, сего, этого, главное— дембель отодвинуть, помурыжить, по маять... Вот и я, весенник, покинул расположение части, когда лето на осень уже повернуло, чтоб меньше мнил о себе, меньше молол языком... Там уже другая история, другая да все та же, того же снега и солнца продолжение: — Здорово были! — Привет. — Ты что, сучонок, на посту разговариваешь! — Ты как, падло, дедушек приветствуешь!.. А ну, по форме отвечай, как положено. — Ты что, сынок, в молчанку с дедушкой поиграть решил! — Здравия желаю. — Ах ты... Опять на посту разговариваешь! — Мочить пора козла вонючего! — Курево есть?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2