Сибирские огни, 1989, № 5
Короленко так и остался верен Карлейлю, приписывая первооткрытие ему мысли о том, что «правительства чаще всего погиба ют от лжи». Н. Трифонов в своей работе «История од ного спора октябрьских лет (Луначарский и Короленко)» пишет: «Спор с благородными гуманистами, которые становятся на прак тике врагами своего идеала, поскольку от рицают, портят, саботируют единственно ре альные пути к победе добра, к торжеству мира на земле, Луначарский вел также не только как публицист, но и как художник»'. Н. Трифонов попытался доказать, что од ним из главных прототипов пьесы Луначар ского «Освобожденный Дон-Кихот» являет ся Короленко, носитель «абстрактного, ли берально-прекраснодушного гуманизма». Противоречивость отвлеченной позиции «гуманизма равновесия» писателя в «Пись мах к Луначарскому» отметил и старый то варищ его по редакции «Русского богатст ва» А. Г. Горнфельд, говоря о том, что Ко роленко пытается провозгласить «утопию бескровной русской революции»; «он,— как говорил Ницше о Тэне, — читает проповеди землетрясению»". В. Г. Короленко,— по замечанию А. В. Луначарского,— оценивал революцию преи мущественно этически и эстетически. «При этом отрицательном эстетическом и этическом подходе,— заключал Луначар ский,— Короленко и политически никак не мог понять нашей революции. Из его гар- монизма и из его праведничества вытекало, что освобожденный народ толпой в воскрес ных рубахах и с умасленными головами со берется на Всероссийское сходбище и путем абсолютно свободного голосования выберет излюбленных старост, которые будут пра вильно и гармонично руководить его судьба ми. В оппортунизме Короленко масса уто пизма. Он потому казался нам оппортуни стом, что ему хотелось той демократии, ко торой и нам хочется, той демократии, где каждая кухарка, по словам Ильича, сможет участвовать в управлении государством. Но он никак не мог понять, что для достиже ния этой демократии, полного уничтожения классов, смерти всякой диктатуры, смерти всякого государства нужно много предпо сылок, политых человеческой кровью». Классическое наследие В. Г. Короленко, многие его прозорливые суждения о народо властии, демократии, гласности, культ прав ды адресованы были не только современни кам; они и сегодня помогают в деле корен ных социальных переустройств. «А сочине ния Владимира Галактионовича,— говорил Ленин Луначарскому как члену редакции Госкомиздата,— надо сейчас же переиздать в Государственном издательстве как можно дешевле: они очень полезны для чтения ши рокими массами»'. И их переиздали. В 1921 году В. И. Ленин, узнав о болезни Короленко, написал в -Наркомздрав Н. А. Семашко: «Очень прошу назначить специ альное лицо (лучше и з в е с т н о г о врача, знающего з а г р а н и ц у и и з в е с т н о г о з а г р а н и ц е й ) для отправки за границу, в Германию (Цюрупы, Крестинского, Осин- ского, Кураева, Г о р ь к о г о , К о р о л е н ко и других). Надо у м е л о запросить, попросить, сагитировать, написать в Герма нию, помочь б о л ь н ы м ИТ. д. Сделать а р х и а к к у р а т н о (тщательно)»" Как известно, В. Г. Короленко за границу не поехал, от помощи отказался, не призна вая за собой права исключительности па привилегии, когда страдал трудовой народ от голода и разрухи. Хотя этот отказ не оз начал, что писатель не нуждался в помощи. Бытовое неустройство и расстроенное здо ровье не замедлили сказаться. В. Г. Коро ленко умер в 1921 году. В день смерти писателя в Москве рабо тал IX Всероссийский съезд Советов. На ут реннем заседании 28 декабря Феликс Кон сказал по этому поводу слово, а закончил речь так: «Вот чем велик Короленко. У него всегда хватало гражданского мужества бро сать правду в глаза и отстаивать свою правду, как он ее понимал»". Съезд, рабо тающий при ближайшем участии Ленина, почтил память Короленко вставанием. 24 января 1922 года вышло Постановление Со вета Народных Комиссаров Украины об увековечении памяти В. Г. Короленко. В нем говорилось об издании полного собрания со чинений писателя, создании музея и соору жении памятника в Полтаве, присвоении имени Короленко школам, институтам, биб лиотекам. Сюда же можно добавить, что к этому времени в личной библиотеке В. И. Ленина в Кремле уже насчитывалось 14 на званий произведений Короленко с собствен норучными пометками Ильича. В последние годы своей жизни Луначар ский снова обратился к имени Короленко: «...отнюдь не присоединяясь к такой точке зрения, что можно попросту объявить Коро ленко вовсе неприемлемым для нас писате лем, подлежащим запрещению, или писате лем, которого нужно специально как-то раз облачить и очернить,— мы тем не менее, очень определенно подчеркиваем, что все прекрасное, что мы найдем у Короленко, должно быть принимаемо нами с величай шими оговорками и большой критикой». Споры вокруг В. Г. Короленко продолжа ются, как продолжается и борьба за его на следие, не потерявшее и сегодня своей ост роты и актуальности. > «Вопросы литературы». 1970, № 7, с. 40. 2 «Письма В. Г. Короленко к А. Г. Горнфель- ду», Л .1 «Сеятель», 1924, с. 4. > «В Г Короленко в воспоминаниях современ ников». М., ГИХЛ. 1962, с 508. 2 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 52, с. 95. 3 «Известия ВЦ И К ». 1921. № 294.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2