Сибирские огни, 1989, № 5
густе 1917 г., брошюру «Война, отечество и человечество». Короленко ведь лучший из «околокадетских», почти меньшевик. А ка кая гнусная, подлая, мерзкая защита импе риалистической войны, прикрытая слащавы ми фразами! Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалист ской войне — дело, заслуживающее под держки ( д е л а ми , при слащавых фразах «против» войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против по мещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики. Нет. Таким «талантам» не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и «околокадетов» открыли. И мы з н а е м , что околокадет- ские профессора дают сплошь да рядом за говорщикам п о м о щ ь . Это факт. Интеллектуальные силы рабочих и кресть ян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигенти- ков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г...»’. Чем была вызвана такая резкая, уничто- жительная критика Ленина в адрес Коро ленко? Издана брошюра в Киеве Всероссийским земским союзом, комитетом юго-западного фронта, его издательским подотделом. У нее есть подзаголовок «Письма о вопросах на шего времени» и такая запись: «Издание, просмотренное автором». Вот и весь титул, разумеется, с годом (1917) и- автографом. Вместо вступления Короленко приводит притчу: «Есть древняя греческая басня: по доро ге в большой город залегло некогда зага дочное чудовище с туловищем льва и лицом человека. Каждому путнику, шедшему в го род из пустыни, оно задавало загадки. Кто не находил ответа, того этот сфинкс пожи рал. Такой сфинкс глядит теперь в глаза все му русскому народу на дороге к его близ кому будущему. Глядит и задает вопросы, и говорит: разгадывайте сообща, селянин и горожанин, богач и бедняк, ученый и мало грамотный. А не найдете общей разгадки,— погибнете». И дальше, раскрывается метафорический смысл этой притчи: «Война всех против всех. — Семья, род, область, отечество». «Вся живая природа переполнена вечной войной, и человек вынес эту войну из своего звериного прошлого». < ...> «Наряду с чув ством вражды во всем живущем теплится и другой закон; всемирного сочувствия и люб ви. Борьба этих двух начал, вражды и люб ви, которые люди называют злом и добром, Белбогом и Чернобогом, Ормуздом и Ари- маном, духом света и духом тьмы, состав ляет содержание всей человеческой истории, всех религий, всякой человеческой нравст венности. < ...> Древние греки так выра жали понятие о наилучшем, наиболее совер шенном человеке: «Мил своим, страшен чу жим». (с. 6) Поэтому люди исстари приуча лись поколениями любить свои отчества, подчиняя им все остальное, (с. 7) И, зна> Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 51, с. 48. чит, отечества много сделали для расшире ния области любви, для уменьшения взаим ной борьбы и зверства, для победы света над тьмой, Белбога над Чернобогом». < ...> «Всякий дипломат, т. е. человек, делающий международную политику, если он захочет быть искренним, ответит, как дикарь отве тил священнику: «— Добро, когда своему отечеству удается отхватить от соседа кусок принадлежащей ему земли, область, кре пость или морскую пристань. Зло, когда та кое же несчастье случится с моим отечест вом». (с. 16) «Войны прекратятся, потому что не будет отдельных отечеств. Они нуж ны только богатым. «У социалиста не долж но быть отечества»,— резко и смело заяви ли основатели Интернационала в так назы ваемом «Коммунистическом манифесте» 1848 г. Вот откуда отрицание отечества. Но увидим дальше, что теперешний социализм, проверив эту мысль долгой борьбой, отверг ее подавляющим большинством на всех сво их международных съездах», (с. 22) «Кто, например, виновен в том, что такой-то чело век сошел с ума? Он сам? Его образ жиз ни? Или образ жизни и какие-нибудь из лишества его родителей. Часто ни то, ни другое: на человеке отражается су масшествие его отдаленного предка. Не то же ли и с войной, этим сумасшествием че ловечества? Так уж легко найти ее ближай ших виновников? Кто они?», (с. 32—33) «Стало общей фразой, что войну всегда вы зывает буржуазия; при этом указывают на огромные военные прибыли предпринимате лей. Но объяснить войну жадностью к воен ным прибылям — совершенные пустяки. Много ли тех, кто прямо наживается на войне? А вся промышленность и торговля от нее страдают. Кроме того, при общей воин ской повинности сыновья имущих классов тоже гибнут на полях сражений. Какими деньгами вознаградишь такие потери? На роды были бы уж слишком глупы, если бы так легко шли на бойню из-за барышей од них капиталистов. Войны были задолго до того, как явились капиталисты. Война — яв ление старое, действительно еще зоологиче ское». И так далее... Короленковский пацифизм, в идеалистиче ских одеяниях, лишенный классового подхо да, даже отрицающий его, не мог встретить сочувствия в кругах современников, разде ляющих материалистические взгляды на историю. Говоря о войне всех против всех, он вспо минает «Жалкого человека» Лермонтова. «Лермонтов,— заявляет он,— ошибался. Че ловек воюет не один». Во-первых, стихотво рение называется не «Жалкий человек», а «Валерик». Кстати сказать, у Короленко приводятся цитаты из классиков, писанные им по памяти. Так вот — «Валерик». Проци тируем то место, которое Короленко имеет в виду. Я думал: «Жалкий человек. Чего он хочет!., небо ясно. Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враж дует он — зачем ?» О чем здесь речь? Это возглас русского офицера, участвующего в захватнической войне. Скорбный и страдающий возглас, взывающий не только ко всему народу, но и всему человечеству.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2