Сибирские огни, 1989, № 5

густе 1917 г., брошюру «Война, отечество и человечество». Короленко ведь лучший из «околокадетских», почти меньшевик. А ка­ кая гнусная, подлая, мерзкая защита импе­ риалистической войны, прикрытая слащавы­ ми фразами! Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалист­ ской войне — дело, заслуживающее под­ держки ( д е л а ми , при слащавых фразах «против» войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против по­ мещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики. Нет. Таким «талантам» не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и «околокадетов» открыли. И мы з н а е м , что околокадет- ские профессора дают сплошь да рядом за­ говорщикам п о м о щ ь . Это факт. Интеллектуальные силы рабочих и кресть­ ян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигенти- ков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г...»’. Чем была вызвана такая резкая, уничто- жительная критика Ленина в адрес Коро­ ленко? Издана брошюра в Киеве Всероссийским земским союзом, комитетом юго-западного фронта, его издательским подотделом. У нее есть подзаголовок «Письма о вопросах на­ шего времени» и такая запись: «Издание, просмотренное автором». Вот и весь титул, разумеется, с годом (1917) и- автографом. Вместо вступления Короленко приводит притчу: «Есть древняя греческая басня: по доро­ ге в большой город залегло некогда зага­ дочное чудовище с туловищем льва и лицом человека. Каждому путнику, шедшему в го­ род из пустыни, оно задавало загадки. Кто не находил ответа, того этот сфинкс пожи­ рал. Такой сфинкс глядит теперь в глаза все­ му русскому народу на дороге к его близ­ кому будущему. Глядит и задает вопросы, и говорит: разгадывайте сообща, селянин и горожанин, богач и бедняк, ученый и мало­ грамотный. А не найдете общей разгадки,— погибнете». И дальше, раскрывается метафорический смысл этой притчи: «Война всех против всех. — Семья, род, область, отечество». «Вся живая природа переполнена вечной войной, и человек вынес эту войну из своего звериного прошлого». < ...> «Наряду с чув­ ством вражды во всем живущем теплится и другой закон; всемирного сочувствия и люб­ ви. Борьба этих двух начал, вражды и люб­ ви, которые люди называют злом и добром, Белбогом и Чернобогом, Ормуздом и Ари- маном, духом света и духом тьмы, состав­ ляет содержание всей человеческой истории, всех религий, всякой человеческой нравст­ венности. < ...> Древние греки так выра­ жали понятие о наилучшем, наиболее совер­ шенном человеке: «Мил своим, страшен чу­ жим». (с. 6) Поэтому люди исстари приуча­ лись поколениями любить свои отчества, подчиняя им все остальное, (с. 7) И, зна> Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 51, с. 48. чит, отечества много сделали для расшире­ ния области любви, для уменьшения взаим­ ной борьбы и зверства, для победы света над тьмой, Белбога над Чернобогом». < ...> «Всякий дипломат, т. е. человек, делающий международную политику, если он захочет быть искренним, ответит, как дикарь отве­ тил священнику: «— Добро, когда своему отечеству удается отхватить от соседа кусок принадлежащей ему земли, область, кре­ пость или морскую пристань. Зло, когда та­ кое же несчастье случится с моим отечест­ вом». (с. 16) «Войны прекратятся, потому что не будет отдельных отечеств. Они нуж­ ны только богатым. «У социалиста не долж­ но быть отечества»,— резко и смело заяви­ ли основатели Интернационала в так назы­ ваемом «Коммунистическом манифесте» 1848 г. Вот откуда отрицание отечества. Но увидим дальше, что теперешний социализм, проверив эту мысль долгой борьбой, отверг ее подавляющим большинством на всех сво­ их международных съездах», (с. 22) «Кто, например, виновен в том, что такой-то чело­ век сошел с ума? Он сам? Его образ жиз­ ни? Или образ жизни и какие-нибудь из­ лишества его родителей. Часто ни то, ни другое: на человеке отражается су­ масшествие его отдаленного предка. Не то же ли и с войной, этим сумасшествием че­ ловечества? Так уж легко найти ее ближай­ ших виновников? Кто они?», (с. 32—33) «Стало общей фразой, что войну всегда вы­ зывает буржуазия; при этом указывают на огромные военные прибыли предпринимате­ лей. Но объяснить войну жадностью к воен­ ным прибылям — совершенные пустяки. Много ли тех, кто прямо наживается на войне? А вся промышленность и торговля от нее страдают. Кроме того, при общей воин­ ской повинности сыновья имущих классов тоже гибнут на полях сражений. Какими деньгами вознаградишь такие потери? На­ роды были бы уж слишком глупы, если бы так легко шли на бойню из-за барышей од­ них капиталистов. Войны были задолго до того, как явились капиталисты. Война — яв­ ление старое, действительно еще зоологиче­ ское». И так далее... Короленковский пацифизм, в идеалистиче­ ских одеяниях, лишенный классового подхо­ да, даже отрицающий его, не мог встретить сочувствия в кругах современников, разде­ ляющих материалистические взгляды на историю. Говоря о войне всех против всех, он вспо­ минает «Жалкого человека» Лермонтова. «Лермонтов,— заявляет он,— ошибался. Че­ ловек воюет не один». Во-первых, стихотво­ рение называется не «Жалкий человек», а «Валерик». Кстати сказать, у Короленко приводятся цитаты из классиков, писанные им по памяти. Так вот — «Валерик». Проци­ тируем то место, которое Короленко имеет в виду. Я думал: «Жалкий человек. Чего он хочет!., небо ясно. Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враж дует он — зачем ?» О чем здесь речь? Это возглас русского офицера, участвующего в захватнической войне. Скорбный и страдающий возглас, взывающий не только ко всему народу, но и всему человечеству.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2