Сибирские огни, 1989, № 5

буржуазия и либеральная интеллигенция вынужденный и обманный маневр самодер­ жавия. Либерально-оппозиционные деятели тотчас вступили с Витте в переговоры на предмет вхождения в его правительство. Ленин и большевики предупреждали, что манифест, по сути дела, — средство для подготовки сил в целях полного сокрушения царизмом революции 1905 года. В ответ на убийство революционеров и еврейские по­ громы вспыхнули стачки и забастовки. Проводили их и рабочие полтавской типо­ графии Дохмана, но, вместе с тем, там же, в период забастовки, были отпечатаны упо­ мянутые листовки, воззвания Короленко к населению Полтавы. Короленко поверил в манифест и решил войти в правительство Витте. Во всяком случае, через полтора года он действитель­ но участвовал в предвыборной кампании во II Государственную думу и баллотировался выборщиком, или, как сейчас говорят, кан­ дидатом в депутаты. Видимо, его знамени­ тый тезис о «праве человека на жизнь» в тот момент согласовывался с надеждами на буржуазную демократию. Но рассмотрим непосредственно тексты самих листовок. В первой из них — «Призыве» — он пи­ шет: «По городу распространяются темны­ ми незнакомцами слухи об убийстве, будто бы, двоих детей на вокзале: об этом даже разбросаны полуграмотные листовки. Братья и сограждане! Берегитесь верить темным и непроверенным слухам. В листов­ ках не указаны ни имена, ни фамилии, ни обстоятельства, при которых это случилось. И это потому, что если бы выдумщики ска­ зали фамилии и указали точно место жи­ тельства, то можно бы сейчас проверить слух и доказать, что это неправда. И пото­ му они говорят неясно и глухо. Всегда, а особенно в настоящее время, когда манифест зовет всех к общей друж­ ной работе и правде, — все спокойные и честные люди должны опровергать всякую ложь. < ...> А в настоящее время мы объявляем, что слухи эти распространяются злыми людьми и со злою целью. Остерегайтесь лжецов и выдумщиков и больше верьте тому, что пишется и гово­ рится открыто людьми, готовыми поддер­ жать свои слова где угодно. Владимир Короленко»'. В. Г. Короленко не раз убеждался в про­ вокационности враждебных народу призы­ вов, основанных на фальсификации истин­ ного положения, нередко на грубой лжи, чреватой напрасными жертвами. И потому снова и снова звучит его страстное требова­ ние правды, как гарантии общественной справедливости. Но оно сочеталось в данном случае с наивной апелляцией к зову царско­ го манифеста «к общей дружной работе и правде». «Все спокойные люди» видятся те­ перь как идеальные образы граждан. Вспомним его рассказ «Не страшное», напи­ санный за два года до этой листовки, где тишина и покой — олицетворение «специфи­ ческого серого ужаса»^ в котором порою и не разберешь, где «злодеи», а где жертвы. Вторая листовка под названием «Новый неверный слух», напечатанная на следую- ' Полтава. А-2. № 608. ’ Короленко В. Г. Собр. соч. в 9-ти тт., т. 9. над. Т-ва А. Ф. Маркс в Петрограде, 1914, с. 42. щий день после призыва, экстренного содер­ жания: «Сегодня с утра вновь распущено ложное известие, будто ночью убит казак. Самые точные справки, наведенные членом городской управы г. Хабуровым, показали, что слух этот не имеет никаких оснований. Тоже могу сказать и я на основании сведе­ ний, полученных непосредственно от г-на полтавского губернатора в присутствии чле­ на суда г. Струве, Значит, это новая выдум­ ка, распущенная с дурной целью. Не верьте ложным слухам, не поддавай­ тесь подстрекательствам, будем все старать­ ся, чтобы важный момент нашей жизни про­ шел мирно и без взаимной вражды. Влади­ мир Короленко»'. И, наконец, третья листовка «Христианам и евреям города Полтавы!». Приведем только часть ее, а именно ту, где говорится о «свободе слова»: «Нужно также хорошо понять, что такое свобода слова. Свобода слова состоит в том, чтобы, во-первых, не отвечать ни на какую речь кулаками. Во-вторых, чтобы уважать и чужое мнение. Слово теперь объявлено свободным, но всякий, кто поль­ зуется этой свободой, должен помнить, что свою мысль лучше доказывать разумными доводами, чем разными возбуждающими и раздражающими восклицаниями. Если все мы, и христиане, и евреи, будем это хорошо помнить, то тяжкое время минует, и мы скажем все с облегчением: «Слава Богу, что наш город не опозорен большими убийства­ ми и кровопролитием и что нашим выбор­ ным в Государственную думу не стыдно будет явиться перед выборными от других городов великого нашего Отечества»^. Гуманистическое понимание свободы сло­ ва у В. Г. Короленко опережало его время, время суровых классовых сражений за дик­ татуру пролетариата, за власть Советов, но вполне согласуется с нашими теперешними представлениями о демократии, гласности, плюрализме. Вылущенное из плевел за­ блуждений, слово В. Г. Короленко обретает свою истинную значимость и чистоту, как программа на светлое будущее. В ноябре того же 1905 года Короленко написал четыре обращения к согражданам, которые были изданы редакцией журнала «Русское богатство» в виде брошюры под названием «Письма к жителю городской ок­ раины»^. Поводом к написанию этих писем послу­ жила, по словам Короленко, анонимка, под­ писанная: «Житель окраины, Тарас». На взгляд писателя, в письме Тараса есть доля истины: окраины, населенные беднотой, то­ нут в грязи и темноте физической и духов­ ной... «И эта духовная темнота приводит к тому, что наряду с правдой и в вашем письме, житель окраины, Тарас, есть обеща­ ния «засучить рукава», «съехать в морду» и т. д.». В первом письме Владимир Галактионо­ вич обещает: «Я и начал эти письма с на­ мерением сказать и вам, и другим жителям окраин, и вообще беднейшему люду — что ь П олтава, А-2, .Ч» 607. ®Полтава. А-2, № 609. * Короленко В. Г. Письма к жителю городской окраины, СПб., изд. ред. ж-ла «Русское богат­ ство», 1906.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2