Сибирские огни, 1989, № 5
открытого письма Короленко, «каратель» Филонов был убит на одной из самых люд ных улиц Полтавы. Примерно через месяц с речью по аграрному вопросу должен был выступать депутат от социал-демократов Г. Алексинский. Для него и написал Ленин «проект речи». Говоря о сборнике статисти ческих материалов департамента земледе лия, составленном С. А. Короленко, Ленин попутно отметил: «Обработал эти сведения г. С. А. Короленко — не смешивать с В. Г. Короленко; не прогрессивный писатель, а реакционный чиновник, вот кто этот г. С. А. Короленко»'. Теперь обратимся к позиции писателя в годы русской революции 1905— 1907 гг. и, естественно, к материалу, кото рый был опубликован лишь частично. Одна из центральных проблем в системе общественно-политических взглядов Коро ленко — проблема «прав человека», назван ная Карелом Васаком «гуманистической категорией»^. Леа Левин — секретарь Ко митета по правам человека при Ассоциации Великобритании и Северной Ирландии по делам ООН — подразумевает под правами человека следующее: «Понятие «права чело века» означает признание за человеком есте ственного и неотъемлемого права просто потому, что он человек. Это моральное пра во, обусловленное существованием челове ка и в свою очередь гарантирующее досто инства каждого человеческого существа»^. Казалось бы, с этим можно и согласиться, но вся беда в том, что автор подразумева ет под «правами человека» моральное право вне связи с борьбой личности за свое осво бождение от какого бы то ни было вида эксплуатации. Гуманизм, названный «гума нистической категорией» и «моральным пра вом», как достояние истории, исповедовал и Короленко. Альберт Швейцер только повто рил его, когда написал, что «фундаментом права является гуманность»'*, создавая свою этику благоговения перед жизнью. Таким образом, изучая систему гуманистических воззрений Короленко, мы можем попытать ся разобраться в актуальнейших вопросах идеологической борьбы на уровне «прав че ловека», истинности некоторых «новых тео рий» в «новой области юриспруденции». В глазах современников В. Г. Короленко был «праведник русской литературы», «ад вокат слабых и угнетенных», «апостол дей ственной любви», «живой красный крест»... С. С. Вермель в брошюре «В. Г. Короленко и евреи» охарактеризовал его так: «Мы, ка жется мне, несколько глубже вникнем в сущность его природы, если скажем, что Владимир Галактионович Короленко, как человек, был нравственный гений < ...> Как в интеллектуальной сфере существует известная градация между полным почти отсутствием разума (идиотизмом) до выс шей его степени,— гения, так и в нравст венной сфере мы наблюдаем такую же об ширную и разнообразную гамму, от полной атрофии нравственного чувства (Мога) 1 пза- пВу — нравственное помешательство) до высшей степени его напряжения, нраствен- ной гениальности. Примеры последней встречаются, как известно, еще реже, чем примеры интеллектуальной гениальности и совершенно не зависят от последней»*. Ко нечно, с Вермелем можно поспорить, но та кая характеристика Короленко для нас очень ценна в связи с раскрытием особен ностей его гуманизма и его ориентации. Владимир Галактионович, родившись поэтом, всю жизнь был и политическим деятелем. Ромэн Роллан 12 октября 1926 года написал дочери Короленко: «Я вспо минаю, что в 1917 году мне пришлось слы шать здесь, в Швейцарии, как в среде рус ских эмигрантов, в кружке Луначарского, говорили: «Если в России будет республи ка, президентом ее должен был бы быть Короленко»^. •Такое, скорее метафорическое, нежели ре ально-политическое признание говорит о силе нравственного авторитета В. Г. Коро ленко в среде русской радикальной интел лигенции. А. В. Луначарский анализирует сущность гуманизма Короленко в его историческом развитии на протяжении почти четверти ве ка. С эстетической точки зрения этот гу манизм является бесценным сокровищем русской культуры, и наше литературоведе ние никогда не поднимет руку на честь «этого жреца интеллигенции в чистых одеждах, этого незапятнанного праведни- ка»з. В статье «Чему учит В. Г. Короленко» Луначарский писал: «...и если В. Г. Коро ленко, как эллин, любуется гармонией при роды и, изображая ее, учит любить нас вселенную и наш прекрасный мир земной, и всю жизнь в ее э л е м е н т а р н о й п р е л е с т и , то он, как романтик, восторгается трагической красотой человеческих порыва ний и тем самым учит любить человека, любить жизнь в ее д у х о в н о й к р а с о - т е»'*. Эту мысль хорошо дополнил Р. Григорь ев: «Здесь правильно вскрыта сущность «учения» Короленко, и никакого противо речия нет между «эллинской» тягой худож ника к гармонии и пафосом «противления», которым насыщены его произведения. Ибо в понятие мировой гармонии входит, как необходимейший ее и нерасторжимый эле мент, мятежный дух человека. < ...> Высо кий гуманизм Короленко проявляется как раз в том, что он «дыхание духа живого» раскрывает там, где ему как будто веять не надлежит»®. Это «право человека» на жизнь, которое можно назвать эстетиче ским гуманизмом Короленко — краеуголь ный камень всего его творчества; оно заме чательно воплощено в его художественных произведениях. Короленко-писателя Ленин очень любил и ценил, но там, где гуманизм этого «праведника» учил жить, там, где эстетическое человеколюбие переносилось в этико-практические сферы, обнаруживая при этом явное несоответствие законов ис кусства законам жизни, отношение Лени- • Ленин в. и. Поли. собр. соч., т, 15, с. 132, 2 Карел Васак — франц. юрист, директор От дела прав человека и проблем мира ЮНЕСКО. См. его статью «П рава человека»: ж. «Курьер ЮНЕСКО», 1978, № 11, с. 4. ^ Там же. с. 7 . ь Швейцер А. Культура и этика. М., «Прог ресс», 1973, с. 326. ‘ Вермель С. С. В. Г. Короленко и евреи. М., Главлит, № 17, 423, 1924, с. 3—4. 2 П олтава. Полтавский литературно-мемори альный музей В. Г. Короленко. А-2, № 521. ®Луначарский А. В. Праведник. В кн.: В. Г. Короленко. Коопер. изд. писателей «Никитинские Субботники», М.. 1930, с. 18. < В кн.: Этюды критические и политические. М.. 1905, с, 183. ‘ Там ж е, с. 188.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2