Сибирские огни, 1989, № 5
этого наш издатель — чистое сокровище! 20 Писаревых не заменяют одного Королен ко...»' «Всероссийский адвокат» В. Г. Короленко видел свою гражданскую миссию в защите прав обездоленных, угнетенных. И линию свою проводил твердо, уверенный в право те дела. Такая позиция, естественно, вызы вала резкий отпор со стороны правящих кругов. В бурный век революционных преобразо ваний В. Г. Короленко искал «мирные пу ти» защиты жертв царского произвола — в этом состояла драматичность его граждан ской позиции. Одной из форм борьбы он избрал участие в судебных процессах, прежде всего, поли тических. Это и знаменитый Мултанский процесс, на котором защитником обвинен ных в человеческих жертвоприношениях удмуртов выступал Короленко и, позже, процесс Бейлиса. Мултанское дело в 1892—1896 гг. по времени близко к тому периоду, который нас интересует. Перед В. Г. Короленко стояла сложная задача: в неравном поединке противоборст вовать шовинистическому курсу официаль ных политиков, направленному на разжига ние национальной вражды и розни, на ист ребление малых народов, унижение их че ловеческого достоинства. Для В. Г. Короленко сложность задачи в этой борьбе усугублялась и тем, что «обви нители» целого народа находили опору в изысканиях миссионерской науки, в трудах, претендовавших на объективность научной истины, престижность гражданской пози ции. В. Г. Короленко столкнулся с автором эт нографических исследований, считавшим себя «истинным» защитником интересов на рода. Таким образом, противостояли две точки зрения, две позиции. История рассу дила оппонентов. В той сложной обстанов ке В. Г. Короленко занял единственно спра ведливую позицию, оградив народ от же стокой расправы. Одним из противников Короленко был на этом процессе священник Н. Н. Блинов, много лет занимавшийся эт нографией удмуртов, историей их обычаев и мифологией, автор трудов по школьным вопросам, по миссионерским книгам которо го обучали русскому языку арабских детей в Палестине, даже пострадавший за «небла гонамеренную агитацию». Короленко, поддерживаемый А. Ф. Кони, доказывал невинность вотяков, тем самым превращая этот процесс в обвинение прави тельства. Н. Н. Блинов пытался обосновать свою позицию в письме к оппоненту так; «Вы готовы свалить на мою голову то, что может последовать во вред вотякам, что я взываю темные силы, науськиваю ретроградские издания и проч. Бог мой! Беспощаднее того, что значится в книге, что же еще нужно: я не покривил душой ни перед кем; одинаково беспристрастно я от зывался об ошибках этнографов и непуте вых переводах миссионеров, не побоялся го ворить и то, что думаю о человеческих жертвоприношениях. Если б я нуждался только в приветливых отзывах, я расклани вался бы на все стороны, но этого я не мог сделать по долгу гражданина родной стра ны... Вы много раз упоминаете о 60-х годах, по поводу моего упрека об утрате идеалов того времени, и, видимо, не хотите призна вать значение их. Шестидесятые годы внес ли в жизнь; критику авторитетов, свободу исследования и уважения к личности. В на стоящем деле Вы отстаиваете фикцию, а я бьюсь за интересы народа, за жизнь цело го племени, которое вымирает от неприспо собленности к условиям современной жиз ни, от грязи и болезней... Вы уперлись в Мултанское дело: из-за него не видите выс ших интересов народности... Я занимаюсь этнографией и статистикой 37 лет, и в селе оказался подготовленным к делу. Поэтому-то я и мог разобраться в эт нографической печатной путанице... Мы не можем прийти к соглашению относительно способов служения народу, поэтому и пе реписку продолжать не придется. Упомяну только, что я не допускаю мысли, что Вы безнадежно утратили способность по спра ведливости относиться к честному труду других лиц, и когда-нибудь Вам будет стыдно за то, что Вы и Зырянов так писали обо мне»'. В другом письме, как сообщает Е. Д. Петряев, священник Блинов говорит более конкретно о своей позиции: «Вопрос о жертвах, для меня второстепенный, обхо дить молчанием не было основания. Все внимание я обращал... на выяснение необ ходимости для русского общества прийти на помощь во тьме обретающимся людям, благо средства-то известны (школа и по добное)... Чего нам делить?» Переписка прервалась на добрый деся ток лет и возобновилась в 1913 году. Бли нов сообщил о том, что в болоте около се ла Мултан нашли голову человека, якобы принесенного удмуртами в жертву, о кото ром шла речь при разбирательстве Мултан- ского дела. Короленко заинтересовался под робностями, намереваясь написать о них в газетах. «Можно ли при этом ссылаться на Вас?» — спрашивал он Блинова и советовал прислать ответ заказным письмом, так как простые письма терялись «вследствие за хвата их благонамеренными людьми». Из пяти сохранившихся писем Короленко к Блинову напечатано лишь два (от 18 ян варя 1896 г. и от 12 ноября 1897 г.). Девять писем Блинова к Короленко вообще не пуб ликовались. Между тем эта переписка весь ма важна для характеристики подлинных взглядов Блинова. В 90-е годы «имя Короленко служило об щим лозунгом для всех прогрессивно мыс лящих людей без различия партий»^,— как писал о нем его биограф, академик Ф. Д. Батюшков. В 1907 году Ленин снова упомя нул его имя в «проекте речи по аграрному вопросу», назвав его «прогрессивным писа телем». Это период черносотенской травли Ко роленко за «подстрекательство к убийству». С 1906 года он начал писать об истязании украинских крестьян в Сорочипцах действи тельным статским советником Филоновым. Его выступления привели к тому, что, в ре зультате появления в газете «Полтавщина» ' Известия АН СССР, серия литературы и язы ка, т. 43, М., «Н аука», 1984, № 2. с. 173. > Петряев Е. Д. Люди, рукописи, книги. Ки ров, Г970, с. 111—112. 2 Батюшков Ф. Д. В. Г. Короленко как человек и писатель. Париж. «Зад руга», 1922, с. 94.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2