Сибирские огни, 1989, № 5
Из автобиографии. В 1919 г. в декабре был командирован в отдел народного образования в качестве заведующего охраной памятников искусств и старины, но, находя это несвоевременным, просил губком командировать меня на пар тийную работу и был инструктором при губкоме. В 1920 году губкомом командиро ван в качестве преподавателя политграмоты в военную школу, одновременно был секре тарем 111-го райкома в Земском городке и инструктором РКСМ, после чего был ко мандирован на 2-е военные курсы в качест ве военкома, потом вновь был командиро ван в 25-ю пехотную школу, где исполнял обязанности помвоенкома и преподавателя политграмоты. Был два раза членом комиссий по чистке рядов нашей партии: первый раз в 1921 го ду и второй раз — в 1929-м. В 1929-м, бу дучи окончательно больным, провел чистку рядов ВКП(б) в Мало-Песчанском районе, а также в ячейке ТГУ и ячейке на ипподро ме. А сам в 1921 году чистку проходил в присутствии члена ЦКК тов. Ем. Ярослав ского, а второй раз — Широкова и Шотма- на. №№ партбилета — в 1920 г.: 438477 в 1923 г.: 232224 в 1927 г.: 0526087. 9 января 1920 г. Удостоверение. ^ Предъявитель сего тов. Дмитрий Инно кентьевич Ильин действительно является заведующим секцией охраны памятников искусств при комиссариате народного про свещения. Ему поручается регистрация па мятников искусства, помещенных в музеи, картинные галереи и библиотеки, а также регистрация художественных ценностей ар хитектуры и искусства и выдача охранных грамот. Томский губернский комиссар просвеще- ния Константин М о л о т о в . 6 июня 1920 г. Мандат. Предъявитель сего т. Ильин есть действи тельно контролер штаба облавы, коему предоставляется право в районе, оцеплен ном войсками, производить проверку доку ментов у всех граждан, проживающих в данном районе, и подозрительных лиц за держивать. Действительно на 6 число июня месяца с. г. Начальник штаба Власов. Небольшой комментарий. Какое отношение имел Ильин к созданию Народной академии художеств? Самое пря мое. Он был одним из тех, кто породил эту идею и воплотил ее в жизнь, став секрета рем Академии. Разумеется, томичи в восем надцатом году организовывали не собрание «бессмертных», но высшее учебное заведе ние художественного профиля. Если учесть, что преподавателями здесь были назначены лучшие художники Томска, то можно и нужно говорить об определенных настрое ниях творческой интеллигенции по отноше нию к революции. -О томском большевистском подполье в го ды колчаковщины рассказывает книга вос поминаний «В огне революционных битв», которую Томское издательство выпустило в 1964 году. В книжке Ильин упоминается несколько раз, мельком и не без путаницы, так как мемуары составлялись участниками событий по памяти, спустя несколько деся тилетий. Ну, а штаб облавы — это разовое учреж дение, созданное в Томске летом 1920 года, когда возникла реальная опасность нового белого мятежа. ДЕЛА МУЗЕЙНЫЕ У Томского политехнического института гораздо больше оснований носить имя С. М. Кирова, чем, скажем, у бывшего Мариинско го театра. Не говоря уже о многих городах, поселках, совхозах, островах и тем более улицах, по которым никогда не ступала но га героя. В Томском политехническом — он тогда назывался технологическим — Сергей Миронович пусть недолго, но учился, преж де чем окончательно уйти в революцию. Немало людей, судьбы которых так или иначе связаны с институтом, сегодня про ходит по категориям выдающихся, замеча тельных, знаменитых, а то и великих. Но даже и среди них Киров — фигура первой величины. Совершенно логично поэтому, что ТПИ гордится его именем. Понятие «гор дость» в данном случае звучит несколько риторически, однако ж мемориальный му зей революционера в вузе существует. Туда-то я и направился, восстанавливая странную стежку-дорожку, которая привела ко мне бумаги Ильина. Начало пути было известно, конечный отрезок тоже, а вот се редину освещали разве что унылые подвес ки вопросительных знаков. Почему-то мне представлялось очень важным найти ответы и увидеть ту таинственную середину. И я все узнал. Вот как это было. Музей Кирова в институте организовали в 1966 году энтузиасты. Прежде чем от крыть экспозицию, они долго и дотошно со бирали документальный материал. Надо знать: как бы ни были богаты выставочные витрины, настоящего музея не существует, если нет архивных фондов. Эти фонды ви дят очень немногие из посетителей, боль шинство даже не догадывается об их суще ствовании, а между тем они — основа всей работы; без них музейное собрание утрачи вает научный характер, теряет свою цен ность, превращаясь в более или менее орга низованную свалку старых вещей. Люди, создававшие этот маленький мемориал, хоро шо понимали смысл и значение документов; они планомерно обходили семьи старых большевиков, по крохам собирая свидетель ства революционного прошлого. В середине шестидесятых такая работа была еще и благодарной, и плодотворной. Важно отме тить: занимались делом преимущественно преподаватели кафедры истории КПСС, на род не только знающий, но и дисциплини рованный, так что подход был и профессио нальным, и широкозахватным. Ксения Мироновна Ильина передала исто рикам основную часть архива покойного мужа. Она была малограмотна, с трудом и плохо могла написать несколько строчек,— но цену бумагам знала: хотя бы потому, что видела, какое значение придавал им ее муж. Она берегла архив, не допуская его распыления. Не сомневаюсь, что, отдавая документы в музей, она поступала не толь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2