Сибирские огни, 1989, № 5
вуют, что фашизм им уже не опасен. Тогда они от нас отшатнутся и займут по отноше нию нас прежнюю враждебную позицию. Меня злит газетная аллилуйщина; неуже ли наши «передовики» не понимают всей серьезности момента? Разводят какую-то маниловщину и глупое бахвальство. Народ это лучше понял и насмешливо усмехается на выкрики неуравновешенных «орателей» вроде: «Мы покажем этим горе-воякам!» и т. д.» Наверно, можно, да и нужно, отнестись к социологическим концепциям автора по-раз ному: не так уж просты взаимосвязи в триаде государство —- личность — народ. Но вот что меня потрясло по-настоящему: ведь, основываясь на этих концепциях, ве теринарный врач из казахстанской глубинки дает абсолютно точный общий прогноз бу дущих событий: затяжная и кровавая вой на, наша конечная победа, расширение со циалистического лагеря... Он исчисляет да же позиции Соединенных Штатов, кото рые вступят в войну только через пять ме сяцев, а пока довольно строго выдерживают нейтралитет. Что это — случайное совпадение? Гени альное прозрение? Скорее — трезвость ума, не отравленного «аллилуйщиной». Спустя полтора года, 12 ноября 1942-го, Порфирий вновь возвращается к излюблен ной теме «человек и общество»: «...Злые силы будут сокрушены, человек победит зверя, муть снова осядет на дно на многие, многие годы, — а может быть, на всегда? По-моему, единственное спасение от ужасов современных бесчеловечных войн — в жизни коллективами, когда духовное развитие человека будет проходить под контролем коллектива, и дурные инстинкты, наследие наших четвероногих предков, бу дут подавлены обществом, а человеческие качества будут всемерно развиваться. Мы положили начало этому, и если что- то вышло коряво, так это потому, что слишком мало еще людей идейных, созна тельных и способных, которые могли бы влиять на массы в лучшую сторону, а вер хушка оторвалась от масс, увлекшись «тай нами», и получилось — ни рыба, ни мясо». Он и впрямь был чужд доктринерства, Порфирий Шумилов, и не склонен был сле по следовать никаким авторитетам. Его дог маты веры взросли на ниве гуманизма, но не на почве политики. Характерный штрих — вернее, клякса: весь последний абзац письма густо залит и затушеван фиолетовыми чернилами. Это сделал Ильин, который и здесь не смог пе ресилить давней привычки — хранить все письма. Хотя говорить о верхушке, которая чрезмерно увлеклась «тайнами», было смертельно опасно: думаю, понятно, о ка ких «тайнах» шла речь? Я смог прочитать испорченный текст только с помощью друзей-криминалистов. БЕСЕДУЮ С ПЕРСОНАЖАМИ Документы документами, но неужто не осталось людей, помнящих Ильина? Днев ники доведены до 1950 года, и четыре деся тилетия, прошедшие с тех пор, не такой уж большой срок. Отыскать же его близких просто необходимо: есть вопросы, на кото рые бумаги ответа не дают — сказывается то ли неполнота архива, то ли чисто чело веческие недоговоренности. Сын Евгений погиб, это ясно. Валериана, как я считал тогда, и в чем убежден был Дмитрий Иннокентьевич, тоже нет в живых. Вячеслав — 1907 года рождения, дожил ли? У дочери, Тамары, другая фамилия, ко торой я не знаю, да и живет она, скорее всего, не в Томске. Остается сноха Маруся и уж почти наверняка ее сын Славочка. Впрочем, Славочкой он был сорок лет назад. Сейчас он...— и тут я обнаруживаю, что не знаю полного имени любимого внука моего героя. Вячеслав — в честь дядьки? Станислав? Ростислав? Ладно, это мы еще уточним. Итак, дано: ? Евгеньевич Ильин, родился весной тридцать седьмого в Том ске. Исходных данных достаточно. Делаю запрос в УВД Томской области; заодно про шу дать координаты его матери, Марии Ва сильевны Ильиной, родившейся примерно в 1905—1915 годах. Ответ чрезвычайно оперативен. Ильи ной — и так далее — в городе не значится. Зато Ильин Владислав Евгеньевич, рожде ния 26 апреля 1937 года, живет по такому, то адресу... Открывает пожилая женщина. «Нет, Вла дислава Евгеньевича нет дома. Ушел в ки но. Сеанс? А вот как раз сейчас и начина ется, в восемь часов. А вы по какому делу, если не секрет? Что передать?» Объясняю свое дело. — А не могла бы я чем-то помочь? Дмит рий Иннокентьевич ведь был моим свекром. — Так вы — Мария Васильевна? Сидим за столом, рассматриваем немного численные старые снимки. У меня ощуще ние какой-то недостаточной реальности про исходящего: как будто беседую с книжной героиней, давно и хорошо знакомой. Я ведь столько прочитал о Марии Васильевне в дневниках Ильина, что и образ ее создался, а тут — живой человек... Не очень уютное, скажу вам, ощущение. Фотография Евгения. Действительно, кра сивый был парень: лицо резко очерченное, волевое, а глаза умные и невеселые. Он в военной форме, в петлицах — три кубаря; старший лейтенант, по-нынешнему. Семей ный снимок, последний, когда все оказались в сборе — родители и четверо детей; прямо на лицевой стороне пометка чернилами: 15.11.37 г. Карточка Дмитрия Иннокентье вича— любительская, но какая-то очень со смыслом. Он сидит за столом, перед ним раскрытая книга, отодвинутая на расстоя ние вытянутой руки,— дальнозоркость; а фон снимка делит все пространство позади Ильина строго на две части, черную и бе лую. Вглядываюсь в лицо старика. Это первый его портрет, который я вижу; до того даже личные документы попадались сплошь без карточек — как будто кто-то специально изъял все его изображения. Зато сейчас передо мною по-настоящему выразительный снимок. Волосы зачесаны назад; бородка, усы. Очень худ. Высокий лоб. Твердо сжа тые губы. Косоворотка. Словом, облик ум ного мастерового. — Он был невысокий? — Да, небольшого роста.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2