Сибирские огни, 1989, № 5
навы"'" людей. Да это и неудивительно... Сейчас вспомнил о Вас, и мне так захоте лось поделиться мыслями с хорошим, чест ным человеком, быть может, единственным, относящимся ко мне искренне, — из всех окружавших и окружающих меня. Настрое ние ужасное. Скверно сознавать, что среди всех, кого считал близкими и любимыми, нет ни одного человека, который бы искрен ие и любовно отнесся к тебе,' отгонял бы этот страшный кошмар нравственного оди ночества. Дмитрий Иннокентьевич! Я еще могу Вас любить и уважать. Пишите, если можете и хотите, но не рассказывайте никому, что я растерял остатки силы воли. Мне в этом стыдно сознаться. Пишите чаще и скорее. Жду. С уважением — Ваш В л а д и м и р . Мой адрес; г. Татарск, Украинский имени гетмана П. Сагайдачного курень, 2 сотня, прапорщику Буренину - Вишневецкому. Привет Ксении Мироновне». ДЕРЖАТЬ КУРС Мужчинам семьи Турбиных было легче; у них было тепло родового очага и кремовые шторы. И участие близких людей. Как мало человеку надо! — это особенно понимаешь из последнего письма, автор которого ока зался вдруг одинок. Вряд ли прапорщик Буренин получил от вет Ильина, да не был, скорее всего, напи сан этот ответ. Но не потому, что политиче ские пристрастия развели двух человек слишком далеко по разные стороны аллего рической баррикады, но оттого, что слиш ком в зиму законспирировался Ильин. Сом неваюсь, чтобы ему в его подснежную бер логу доставляли корреспонденцию... Вот еду — да, приносили, двое старших сыновей, четырнадцати- и одиннадцатилет ний; приходили на лыжах, и, сильно рас крутив сверток на бечевке, перебрасывали через поляну — чтобы не подходить ближе, не мять снег, не оставлять следов в зарос ли тальника, где таилась землянка отца. Что сталось с прапорщиком, потерявшим веру в идеалы и в человечество? Бог весть. Должно быть, погиб, исчез с лица земли, как тысячи и тысячи таких же изуверив- шихся. В конце девятнадцатого, в декабре, и в начале двадцатого целые перегоны по Великой Сибирской магистрали были заби ты эшелонами, полными замерзших офице ров и солдат. Поезд за поездом, и что ни вагон — одни заиндевелые трупы: раненых, сыпнотифозных, просто усталых людей. Стоашен был конец колчаковской армии. Больно уж суровые стояли зимы. Волны истории прокатывались по прост ранствам России, швыряя человеческие судьбы, как мелкий мусор. То взметнет вы соко на гребне, то прихлопнет тяжелым ударом. И не убережешься, не спрячешься, никуда не денешься от стихии. Очень много сказано об этом в нашей литературе, но те ма остается по-прежнему необычайно при тягательной: малый человек перед лицом большой революции. И не так уж много было в стране людей, твердо знающих, как держаться в этом су масшедшем море и куда править курс, что бы победить стихию. Однако ж — были та кие люди. Судя по всему, Ильин относился к их числу. Вот спустя двадцать лет понимание курса для старого революционера оказалось неиз меримо сложнее. Хотя верность идеалам он, безусловно, сохранил. При всей осторож ности Ильина, проявляющейся в дневнико вых записях, его мышление не назовешь рептильным. В оценке • происходящего Дмитрий Иннокентьевич остается самим со бою. А Порфирий Шумилов? О, этот тоже ве рен себе: ничего на веру! В самом начале Великой Отечественной, в день, когда Ста лин в первый и единственный раз обратил ся к народу как с паперти: «Братья и сест ры!» — что вызвало у слушавших ту речь по радио растерянность и чувство нелов кости: сам бог вдруг воспользовался лекси кой нищего, — в тот самый день Шумилов, похоже, никакой неловкости не испытал, и вот его первая попытка осмыслить случив шееся. «ЗУ II.41 г. Привет вам, дорогие друзья! Втяиули-таки проклятые псы нашу стра ну в свою кровавую грызню за новый пере дел мира, за господство. Что в результате этой грызни фашистские собаки будут уни чтожены, в этом не может быть сомнения, но сколько жертв будет принесено кроваво му богу войны! Сколько молодых жизней погибнет, сколько будет разрушено ма- терьяльных ценностей, которые десятками лет создавались трудящимися всего мира. Обидно, что это массовое убийство, это дикое разрушение и уничтожение матерь- яльных ценностей производят сами трудя щиеся — по прихоти кучки ничтожных лю дей, которые никогда ничего не создавали, и вся сила которых в том, что народные массы еше настолько не развиты, что никак не могут обойтись без фетишей, что им обя зательно нужно кому-нибудь поклоняться, кого-нибудь бояться, — и поклоняются, и боятся тех «богов», которых они создали сами, и идут по их повелению на смерть, на убийство, на разрушение, зачастую с отвра щением, но беспрекословно, ибо боятся свое го «бога». Это относится, конечно, не ко всем, но к огромному большинству, поэтому незначительный слой более развитых и соз нательных людей пока еще бессилен повер нуть эти массы по верно-му пути. Поэтому политический режим в любой стране зави сит не от той или иной степени культурнос ти народной массы, не от ее хотения, а от ловкости и напористости честолюбцев, сво бодных от всяких «предрассудков», т. е. не брезгующих ничем для достижения своей цели — захвата государственной власти. Да, друг! Фашисты будут уничтожены, т. к. они опоздали со своей расистской тео рией устройства человеческого общества,— это было бы своевременно полтысячи лет назад, — и держатся у власти голым наси лием; но и социализм не так популярен в народных массах, чтобы ожидать его побе ды, хотя несомненно, что «нашего полку прибудет». Ну, а в общем борьба будет же стокой, кровавой и длительной, ибо фашис ты пошли ва-банк, а «умеренные» капита листы Англии, США и других стран будут нам попутчиками до известного этапа, а именно до того момента, когда они почувст
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2