Сибирские огни, 1989, № 5
вить диктатуру пролетариата? — над кем? А для чего? Над кучкой «буржуев», во имя книжного учения? Для этого уничтожать города, умерщвлять десятки тысяч людей того же самого народа? Ведь буржуев гиб нет при этом 1%. Вам книжные теории до роже людей, важнее человеческой крови, — а если социализм не привьется? Вы вернете эти жизни, отнятые для рискованного опы та? Ты когда-то ненавидел опеку, возмущался мнением тогдашних властителей, что наш народ не сможет и шагу ступить самостоя тельно, а теперь сам лезешь в опекуны, ибо ваша партия, захватив власть, не позволила этому народу сказать свое слово, самоопре делиться, навязывая ему свои идеи насили ем и кровью, со свирепостью царского пра вительства преследуя всякое проявление ин дивидуальности, подсовывая вместо истин ного народного представительства жалкую пародию — Советы. Вы всех, кто тяготится вашей опекой, кто возмущается вашими на силиями над совестью, называете контрре волюционерами, не замечая, что переняли тактику покойного «Союза русского наро да», называвшего революционерами — ок тябристов. Ты еще вопрошаешь: может быть, следу ет отдать власть буржуазии? Вопрос празд ный, хотя поставлен по-марксовски; празд ный для меня, ибо я не теоретик марксизма, и не считаю крестьянина, имеющего домиш ко и пару лошадей, буржуем, и на твой вопрос отвечу без политики и дипломатии: власть нужно передать всему народу, в ко ем истинного, беспортошного пролетариата — 1/10, и я во всяком случае не хочу, что бы во имя этой 1/10 Ленин и иже с ним на силовали 9/10. А о настоящих буржуях и говорить не стоит, ими пугают большевики народ, чтобы закрепить свою власть, это нужно им для социалистического экспери мента по теории Маркса. Ты, друже, не серчай, это мое личное мнение, мой вывод из наблюдений; может быть, я ошибаюсь, а вы окажетесь правы; но полагаю, что ты ничего не имеешь против законного права критиковать, а за мои взгляды можешь меня ругать хоть контр революционером, — я не обижусь, ибо признаю право свободы мнения. Ну, однако, уж чересчур разболтался, третий лист пачкаю, пора кончать. Живу не важно, больше мечтами; читаю книги, газе ты редко, ибо оскомину набили грызней. Разве иногда ленинский декрет-фельетон развеселит немного... Пиши. Твой П о р ф и р и й». Позиция, достаточно известная по худо жественной литературе... Вас не подмывает поспорить с корреспондентом Ильина? Если да, то погодите немного. Прочтите для пол ноты ощущений еще один документ, напи санный в преддверии гражданской войны. Пугачев — Ильину: «27 марта 1918 года. Здравствуйте, многоуважаемый Дмитрий Иннокентьевич! Извиняюсь, что долго не писал. С фронта я вернулся в канун января этого года и те перь живу дома, освободившись оконча тельно от военной службы, т. к. мне выда ли белый билет. Пока добрался домой, дорогой намаялся основательно: ехал 18 суток в товарных ва гонах. Теперь немного отдохнул дома, да и то жизнь как-то не мила при виде больше вистской разрухи. Все это, как мне кажется, ведет Россию к экономическому рабству, и едва ли у нас сохранится республика, так как большевики своей деятельностью подго товляют почву для контрреволюции. У нас в Павлодаре постепенно назревает религиозное движение, руководителями ко торого являются, несомненно, священники. Те, кто довел Россию до такого состояния, неизбежно опять возьмут власть в свои ру ки. Я не верю в прочность большевизма, т. к. он при настоящих условиях вносит развал во всю жизнь и отдаляет современ ность в прошлое, то есть вводит примитив ное распределение продуктов труда, кото рое существовало если не тысячу лет тому назад, то значительно больше. Весьма воз можно, что немецкая нация будет процве тать за счет порабощенной России, если, конечно, там не будет своевременно рево люции. Теперь я мало интересуюсь политикой и редко читаю газеты, так как ничего хороше го, кроме плохого, от будущего не жду. С каждым днем делаюсь все больше песси мистом и теряю веру в людей. Дни своей жизни заполняю чтением. Про читал уже политическую экономию и исто рию политической экономии; теперь читаю легкие книги, т. к. постоянно читать книги научного содержания тяжело, и необходи мо немного отдохнуть на легком чтении. Кроме этого, изучаю музыку, учит меня один пленный австриец, и теперь я уже но ты изучил, остается только развить технику рук для лучшего исполнения разных пьес. Если Вам на толкучке или где-либо попа дутся ноты для игры на пианино, то приоб ретите их и потом перешлите по почте; я в скором времени вышлю Вам рублей 20 на покупку нот. И вместе с ними перешлите книгу Шантени де ля Сосей «История рели гий», которая меня очень интересует. Ноты можно приобрести и новые. Пишите ответ немедленно; мне очень ин тересно знать, как Вы живете и что думаете по поводу переживаемых событий. Евгений П у г а ч е в » . ...Недолго оставалось Порфирию Шуми лову веселиться над «декретами-фельетона ми». Недолго и Евгений Пугачев совершен ствовался в музицировании. Чехословацкий мятеж открыл ворота «демократической контрреволюции», которая вскоре сменилась диктатурой адмирала А. В. Колчака. Тут судьба заставила каждого делать выбор окончательный. И вчерашний фронтовик Пугачев, будучи мобилизован в белую ар мию — не помог и «белый билет», — при первом же удобном случае дезертировал, пробрался в Томск и отыскал Ильина, ко торый к тому времени перешел на нелегаль ное положение. Зиму 1918/19 года они про жили в землянке в дальних окрестностях города, а весною Дмитрий Иннокентьеви‘4' переправил товарища к партизанам. Так Пугачев, офицер царской, а потом и колча ковской армий, сын капиталиста — мясного короля и владельца шикарной гостиН' 1 /цы — оказался в рядах красных бойцов. (И до
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2