Сибирские огни, 1989, № 5
задолго до того, как разразились главные беды. Глубоко симптоматично письмо от младшего сына, Валериана, отправленное отцу из Ленинграда. Четыре странички на бланках со служебным грифом «Политпро свет ЛООНО. Ленинградский государствен ный дом просвещения народов Востока. Ул. Союза Связи, 17. Телефон № 468-70». «7 февраля 1930 г. ...Много вопросов накопилось. Папа, видишь ли, в чем дело: я комсомо лец как комсомолец, служу, и в настоящее время работаю на общественной работе, членом групкома в объединенных 8-ми до мах просвещения, занимая должность пред седателя экономкомиссии, а кроме того чле на комиссии объединенных домов,— как ви дите, дело финансовое. И меня тяготит и гнетет мое лжекомсомольство. Лучше, если бы меня выдавали за того, кто я есть,— но девиз умных людей Ленинграда: «Побольше арапства, берите на бога!» И знаешь, папа, я писал, чтобы ты выслал мне несколько твоих этюдов — акварельных, желательно побольше для Ленинградской выставки ху- дожников-самоучек, я их выдам за свои, ес ли ты разрешишь. Кажется, я в Ленинграде начинаю терять тонкую сантнментальность, делаюсь грубым материалистом. Пусть это лживая и грубая дорога, но все ленинградские дельцы прото рили ее, и теперь каждый, долго не думая, вступает иа эту дорогу, ожидая на конеч ном пути встретить или решетку или славу. Есть здесь еще одно мнение, хорошее и трезвое: «Строитель коммунизма, в какой бы он отрасли ни работал, должен быть честолюбивым и убирать со своей дороги всех, ему мешающих». Дарвин говорил об естественном отборе животных,— в Ленин граде говорят об отборе советских работни ков». Письмо мальчишки: едва-едва отпраздно вал двадцатилетие. Еще в голове каша, ко ра не в ладах с подкоркой,— так нужно ли придавать значение путаным его словам, в которых так и сквозит нечто хлестаковское, легкость в мыслях необыкновенная? Наверно, все же нужно. Потому что, не смотря на развязность, иронию, юношеский цинизм, который и существует-то для того лишь, чтобы скрывать помыслы более воз вышенные, отчетливо видишь: письмо напи сано человеком, еще чистым перед собою. Парня «тяготит и гнетет» его лжекомсо мольский статус, и хотя из текста трудно понять, о чем идет речь,— то ли он само званец и занимается комсомольской рабо той, формально не состоя в рядах, то ли функционирование противоречит его убеж дениям, а он все равно функционирует,— но симпатично уже то, что он говорит о своих сомнениях прямо, обращаясь к отцу- большевику. И в таком контексте пересказ настроений, царящих пусть даже в очень узком кругу, даже очень молодых и невысоких по рангу начальствующих работников, заставляет крепко задуматься. То заявляла о себе но вая генерация руководителей — пока еще только будущих; тех, кто родился еще до революции, но мужал уже при нашем строе. Эти люди вскоре составили опору централь ной власти, да и сами осуществляли власть на низовых уровнях. 5 Сибирские огни № 6 Революционный опыт отцов научил эту молодежь решительности, смелости, прямо те в достижении цели; первые свершения со циализма ускорили их социальное созрева ние— быстрое и вполне сознательное. Един ственное, от чего было избавлено «племя младое, незнакомое»,— это сомнения. Отцы искали свой путь, оттачивали характеры в политических дискуссиях, в спорах о стра тегии, тактике, принципах и методах, в оп ределении нравственных начал и допусти мых моральных издержек переустройства мира; нюансы меж- и внутрипартийных разногласий учились чувствовать собствен ными мозолями. У детей же не было необ ходимости в пробах и ошибках, путь был ясен, и «замечательный» тезис: «Кто не с нами, тот против нас» удобно делил мир на две неравные части. Можно было с чистой совестью шагать вперед, сметая все, что до садно путается под ногами. Валериан Ильин избежал решетки. Но и слава не коснулась его своим осеняющим крылом. Жил не слишком ярко, работал не очень блистательно, талант художника, при сущий, кажется, всем Ильиным, развил до уровня профессионализма, но не более то го,— не хватило характера; взялся было за писательский труд и начал писать повесть на основе отцовской биографии, но и тут не дотянул. Однако и неудачником его, пожалуй, не назовешь; Валериана любили. Женщины любили, друзья, просто окружающие. Был он скуластый крепыш, парень с юмором, легкий на подъем и добрый. Охотно брался за любое дело — и очень просто его бросгл; когда его укоряли, обезоруживал улыбкой, виноватой и доверчивой. Женился он как-то романтически: на до чери белого офицера, чуть ли не генерала. Жена была музыкантшей, и четверо детей пошли в нее. Еще перед войною Валериан утратил всякую связь с родными, и только через пятнадцать лет после смерти отца, в середине шестидесятых, выяснилось: жив- здоров, обитает в Алма-Ате, служит, как и раньше, художником в газете... Дмитрий Иннокентьевич с сорок первого был уверен, что его Вали нет в живых: случайно под вернулась под руку газетная вырезка, сооб щавшая о гибели летчика Ильина В. Д. из Казахстана. Почему молчал чуть не трид цать лет? Кое-кто из родни склонен был счи тать: боялся витавшей над семьею тени рас стрелянного Евгения. Бог ему судья. Ксения Мироновна, матушка, еще была жива, когда объявился Валя. Она поехала в гости к сыну — и там умерла, девяноста лет от роду, и над ее могилою стоят непривыч ные сибиряку туркестанские карагачи. В тридцатом году отец не послал ему своих акварелей. ...Совсем недавно мне пришлось вспом нить слова из письма Валериана Ильина про то, что «строитель коммунизма должен быть честолюбивым». Одна обкомовская дама в узком дружеском кругу отстаивала необходимость закрытых продовольствен ных распределителей. С жаром говорила и с пафосом. Когда кто-то из компании ска зал несколько несогласных слов, она круто повернулась к еретику и воскликнула: — Что? Мы, профессиональные револю ционеры, должны стоять в очередях?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2