Сибирские огни, 1989, № 5
улыбка карих глаз. На охоте он был стре мителен и страстен, стрелял хорошо на ле ту. Весна действовала на него всегда силь но: он рвался в лес, на охоту, туда, где больше солнца. Любил рисовать, писал ак варелью этюды недурно. 18. У.40 г. Вчера я получил последнее под тверждение того, что Жени нет в живых, что он расстрелян, так как деньги, перево димые во Владивостокскую тюрьму № ] на имя Жени, мне вернули за два года и пять месяцев, т. е. за все время, сколько я пере вел по телеграфу. Женя не получил ни копейки. ПАМЯТИ ВОЖДЯ Не слишком ли много в последнее время мы говорим о Сталине? Нет, не слишком. Чудовищные нагромождения лжи требу ют титанических усилий по их разборке. Ле генда создавалась десятилетиями, и рух нуть в один миг она не может. Попытка разрушить ее делалась тридцать лет назад, но совсем недавно мы ежедневно видели тысячи портретов Сталина, неожиданно,— впрочем, так ли уж неожиданно? — появив шихся на ветровых стеклах личных и госу дарственных автомобилей. Мода схлынула, миф живет. Нужна гераклова работа; что бы разъять этот миф на составляющие ча сти и объяснить людям анатомию организ ма по имени культ Сталина. Бояться при этом некоего антикульта, по жалуй, не следует: персонификация зла не избежна, но чрезмерной она быть не может, хотя бы потому, что есть естественный пре дел личному злодейству, за рамками кото рого начинает действовать уже закон боль ших чисел и притупляется восприятие. Впрочем, понятно, что, говоря о Сталине, люди подразумевают не столько человека, сколько явление, концентрированным вопло щением которого он был. Спор о масштабах личности — велик или ничтожен единственный советский генера лиссимус? — напоминает мне старую схола стическую задачу: что первично — курица или яйцо? Разумеется, велик. И безусловно ничтожен. Как велик и ничтожен одновре менно каждый человек вообще, а тем бо лее — достигший высшей власти. Этот спор плох не только тем, что беспредметен, но и тем, что уводит в сторону от вопроса о причинах сталинизма. Как могло случиться, что самая революционная, самая раскован ная в мире страна оказалась во власти са мой жесткой диктатуры, осуществляемой от имени одного лица и поддерживаемой мето дами подлыми и кровавыми? Ответ следует искать в структуре власти, установившейся после Ленина, когда роль Советов была постепенно унижена до бес прекословного исполнительства, народное же представительство в органах управления свелось, по сути, к воспроизводству факти чески назначаемых кадров. Революция дала невиданное ранее Россией и миром раскре пощение духа, управленческий же аппарат вновь закрепостил, задавил, по мере воз можности и уничтожил всякую духовность. Метод был прост; унифицировать все мно жество экономических принципов, научных школ, культурных течений, человеческих мнений — до абсолютного единообразия, ло гическим завершением которого и является идея монотеизма, однобожия. Сталинизм — поразительное явление в мировой истории: он уникален тем, что не может быть объяснен строго по Марксу, то есть экономически. Ибо начиная с 1930 года экономики в СССР просто-напросто не бы ло. Промышленность и сельское хозяйство развивались не по законам, но по доктри нам; не по принципу «товар — деньги — то вар», но «лозунг — директива — лозунг». Примат надстройки над базисом породил искаженную до карикатурности систему по литических и нравственных ценностей, ког да явления и названия этих явлений суще ствовали как бы в противофазе по отноше нию друг к другу. Собственность на средства производства принадлежит государству, а управление всецело в руках государственных чиновни ков. Ленин называл такой порядок государ ственным капитализмом; Сталин же на звал социализмом. Ни одна страна земного шара никогда в истории не содержала единовременно за колючей проволокой такое количество своих граждан, как СССР в 1935—1953 годах. При этом пропаганда трубила о невиданных и неслыханных свободах. Исподволь, шаг за шагом, но намертво внедрялось в общество боязливое неприя тие всего, что исходит из-за границы. Внут ри страны мановением руки зачеркивались целые народы. Горькие судьбы корейцев и немцев, калмыков и крымских татар, ингу шей и чеченцев, карачаевцев и балкарцев, греков и молдаван, турок, латышей, литов цев, эстонцев, поляков потребуют еще де сятилетий исследования; нам неведома и сотая часть той страшной правды, что кро ется за ними. И никак не укладывается в общественное сознание, выскальзывает из памяти, уходит от осмысления чрезвычайно позорный факт: всего через три года после разгрома фашизма в стране-победительнпце развернулась антисемитская кампания, на поминающая широковещательные акции Юлиуса Штрейхера. И надо всем этим мо рем шовинизма развевался плакат с гордым словом «интернационализм». Нет какой-то одной причины, породившей все множество наших бед. Причин, быть мо жет, десятки. Но мое внимание более всего привлекает несоответствие идеологии, с од ной стороны, и управленческих институтов, с другой. После того, как Советы утеряли свои первоначальные функции, установи лась структура руководства страною, копи ровавшая, по сути, аппарат Российской им перии. Партия же стала выполнять как бы роль нового дворянства, из которого — и только из него! — рекрутировались минист ры и губернаторы, городничие и прокуроры, армейские генералы и жандармские офице ры; дело не в названиях — в должностных обязанностях. Сложившаяся таким образом государственная машина не могла быть со циалистической по сути, ибо ничего нового, достойного прогрессивной социально-эконо мической формации, в себе не несла: но она не отражала даже и капиталистический этап развития — поскольку не включала в себя парламентаризм, высшее достижение буржуазной демократии, способное контро лировать бюрократов; нет, эта машина бы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2