Сибирские огни, 1989, № 4
Правдухин и сказал мне; «Лида, прочти, прекрасная вещь». Я прочла с большим ин тересом, и вдруг мы с вами встречаемся у Воронского. — Помню, помню,— радостно говорит Бахметьев,— ты тогда подошла ко мне и прямо: «Прекрасен ваш роман «Преступле ние Мартына» — читается с большим инте ресом»,— а я смотрю на тебя — маленькая, глазиша огромные, энетгичная, думаю; «Вот какая, оказывается, Сейфуллина, малень кая, да удаленькая». Дружба Сейфуллиной с Бахметьевым про должалась до конца ее жизни. Помню, были сумерки, мы сидели в тер расе, свет не зажигали. В эту вечернюю по ру пришел Борис Пастернак. Я видела его у нас впервые. — Лидия Николаевна, захотелось мне повидать вас,— сказал он,— Навалилась тоска, раздумья о своей жизни. Грустно. И захотелось мне повидать вас, человека с чистой душой и чистой совестью. — Не надо так грустно,— участливо ска зала Лидия Николаевна. — Работаю над одной вещью, но знаю — свет она не увидит... Вряд ли...— продол жал Пастернак.— Думаю о тщетности на шей жизни и коварстве судьбы... Я был очень рад, когда вы зашли ко мне. Он за молк, потом тихо прочитал; «Ты обойден наградой? Позабудь. Дни вереницей мчат ся; позабудь. Небрежен Ветер: в вечной Книге Жизни мог и не той страницей ше вельнуть». Наступила пауза, каждый думал о сво ем. Пастернак тихо сказал: — Мне иногда кажется, что в моей жиз ни повернута не та страница. Как много нелепого... Он просидел у нас недолго. Лидия Нико лаевна пошла его провожать. Вернулась она грустной, сказала: — Как много несправедливого в жизни этого талантливого, умного и чудесного че ловека. Потом тяжело, тяжело вздохнула, ска- зала: — Почему за нас решают, что печатать и что ставить в театрах, «почему чиновни ки от литературы имеют такую большую власть,— им, а не на^, литераторам, при надлежит последнее слово. Театр берет к постановке пьесу, а перестраховщик-чинов- ник говорит «нет», и из-за какого-то неле пого произвола я должна коверкать и пере делывать «Сына». У нас на даче были Симонов с женой, Валентиной Серовой, и с Борисом Горба товым. Дело в том, что мама поставила с нашими детьми, моим сыном Михаилом, сыновьями моих сестер, Львом и Мидха- том, со сводной дочерью Горбатова, Сашей Афиногеновой, инсценировку по книге М ед ведева «Сильные духом». Вот и пришли они посмотреть эту инсценировку. Им понравилось, и Серова сказала про моего сына Михаила: «Играл, как настоящий ак тер». Завязался разговор о драматургии, о том, почему мало хороших пьес. — Почему? — запальчиво сказала Лидия Николаевна,- Потому что перестрахов щики-чиновники от литературы душат все свежее и нестандартное. Одних можно кри тиковать в своих произведениях, других — нельзя, не тронь! Возмутительно. А еще х о тят пьес на современные темы. Как пи сать эти пьесы? Что прикажете в них гово рить? И тут Симонов как-то очень тихо и за думчиво сказал: — На современные темы писать пьесы, если не лукавить, невозможно... Последний наш разговор с Лидией Нико лаевной был в мхатовской квартире. Она говорила мне: — Самое главное — быть в своем твор честве искренней и правдивой, тогда тебе поверят и будут читать твою книгу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2