Сибирские огни, 1989, № 4
Октябрьской революции и двадцатых го дов, стало тормозиться в тридцатые годы, а затем в период застоя. Капитан-механик Устименко в статье «Остановиться, огля нуться» («Комсомольская правда», 9 июля 1987 г.) спрашивал: «И почему мы, пред ставители самой свободной державы, так робки, забиты и запуганы? ...Люди, совер шившие первую в мире победоносную про летарскую революцию, раскрепошавшую личность, дух и мысль, вдруг стали бо яться всего на свете: власти, друг друга, своих детей, самих себя». Сравнивая своих моряков с иностранными, долгое _ время наблюдая их поведение за границей, Усти менко пришел в выводу, что «нам чего-то не хватает для становления Личности, Че ловека, что-то нам мешает выдавить из се бя ту рабскую каплю, как того требовал Чехов, и которая может зарыть Личность, похоронить Гражданина в каждом из нас». Раздумывая над этими проблемами, можно вспомнить татаро-монгольское иго, отмечать, что русские крестьяне только в 1861 году освободились от крепостного пра ва, говорить о неблагоприятных обществен ных обстоятельствах 30-х годов, но больше внимания следует обратить на те факты, которые в последние два десятилетия с не малой силой тормозили развитие граждан ского достоинства в нашем человеке. Мно гочисленные случаи социальной коррозии, нарушение законности, основополагающих принципов социалистической демократии, недостаточная юридическая защищенность свободы и достоинства личности, недооцен ка гласности, круговая порука, отсут ствие должного порядка, слепая вера в догматы — все это способствовало появ лению рабской психологии «маленького че ловека» с его общественным равнодушием, одиночеством, отчужденностью от резуль татов своего труда. Современная жизнь показала, что тема «маленького человека» сохранила свое не малое значение до последнего времени, и потому многие писатели горячо ратуют за полное восстановление прав на ее освеще ние. Раздумывая над актуальными проб лемами современной жизни, В. Дудинцев видит главный смысл перестройки в пере делке психологии «маленького человека». «Надо из него, — утверждает он,— выгнать трусливого исполнителя, доводящего до аб сурда все новое. Надо освободить его сво бодную душу от сидящего в ней робкого смерда» (Диалог: Владимир Дудинцев — Игорь Гамаюнов, «Все «за», кто ж е «про тив»?»— «Лит. газета», 25 марта 1987 г.). Да, надо принимать во внимание небла гоприятные общественные обстоятельства периода застоя, но ведь и на самом деле коренным образом изменились, по сравне нию с дореволюционным временем, общест-. венные обстоятельства, исчезла эксплуа. тация человека человеком, у нас нет без- работицы, высока социальная защищен ность трудящихся. И потому справедливо призывает узбекский поэт Абдулла Арипов в стихотворении «Дом»: Тебе квартиру выдал исполком. И для того ли был Октябрь Великий. чтоб ты ходил сейчас — молчком, бочком, незащищенный и смиренноликий?! Вместе с тем, многие современные люди не расстались с подобной жизненной пси хологией: она удобна им, прикрывает их трусость, стремление жить спокойнее. Герои романа В. Дудинцева «Белые одеж - ды» в одних и тех ж е условиях по-разному ведут себя. Одни до конца отстаивают свои позиции (Стригалев), другие под давлением «сверхугрозы» на какое-то время сгиба, ются (академик Посошков), но в конце кон цов выходят на достойную жизненную д о. рогу, а третьи — такие, как трусливый, двоедушный, бессовестный Вонлярлярский, унаследовавший нечто от леоновского Гра цианского — увертливость, демагогию, притворство, как важнейший прием безбед ного существования,— действуют так, как сейчас им выгодно, по закону страха и под. лости. Хотя Вонлярлярский весь во власти унизительного страха, не следует его без- оговорочно относить к маленькому чело веку, чаще всего вызывающему сочувствен, ное, сострадательное отношение у писате лей. Он прикрывается фразой о том, что он маленький человек и отсюда, мол, какой с него может быть спрос... Беспринципность и подлость играют главную роль в его по ведении, и потому он вызывает брезгли вое чувство. Одна из важнейших задач современной литературы — воспитывать у читателей ак- тивное, подлинно гражданственное отно шение к жизни, бороться с социальной пас сивностью и равнодушием. В период пере стройки чеховская фраза о человеке, вы. давливающем из себя раба, оказалась очень актуальной, несущей в себе боль- шой обобщающий смысл. В современной советской литературе г у манизм перестроил свою структуру, в нем уменьшилось влияние социально-классо вых критериев, существенно повысилось значение общечеловеческих мерок в оцен- ке героев, и потому, в частности, наши пи сатели сильнее потянулись к творчеству Чехова, которое воспитывает у читателей потребность в большом, полновеском счастье, в одухотворенной высокими идеа. лами жизни, пробуждает в людях достоин ство, активность, тягу к добру, к сострада. нию, к милосердию, к выдавливанию раб- ской психологии. * Александр Васильевич Огнев родился в 1925 году в деревне Краснень кое Калининской области. Участник Великой Отечественной войны, был ра нен, награжден орденами и медалями. В настоящее время — заведующий кафедрой советской литературы Калининского государственного универси тета, доктор филологических наук, профессор. Автор семи книг и учебных пособий. Критик, литературовед. Член Союза писателей. Живет в Калинине,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2