Сибирские огни, 1989, № 4
Последующее течение жизни внесло свои коррективы в подобные утверждения Горь кого. После эпохи 30-х годов, после Отече ственной войны вряд ли стоило принимать такие горьковские мысли как конечную ис тину. Но нашей литературоведческой на уке нелегко было отказаться от ряда ут вердившихся в ней горьковских положений, вернее сказать, не совсем правильных ак центов в них, если учитывать иное истори ческое время. Так, известный знаток Горь кого Б. Бялик на обсуждении романа В. Д у- динцева «Не хлебом единым», опираясь на мысли Горького о необходимости активно го отвращения «ко всякому страданию» и особенно к страданию, вызванному социаль но-экономическими причинами, говорил: «...когда Лопаткин приобретает черты стра дальца, когда горьковская идея безумства храбрых сменяется идеей жалости и сос традания, это вызывает активный про тест» («Лит. газета», 19 марта 1957 г.). Но и в то время в советском общественном сознании все больше укоренялась мысль, что «наш социалистический гуманизм не ис ключает ни жалости, ни сострадания» к че ловеку (О. Берггольц). Однако, как показано в «Печальном д е тективе» В. Астафьева, и в наше время встречается еще много жестокости, немало преступных деяний. Как с этим бороться? Наказанием? Милосердием и жалостью? В романе изображено, как нелегкая работа в милиции вытравила из Сошнина, честного, умного, отзывчивого на людское горе чело века, «жалость к преступникам, эту вселен скую, никем не понятую до конца и необъ яснимую русскую жалость, которая веки вечные сохраняет в живой плоти россий ского человека неугасимую ж аж ду состра дания, стремления к добру». Но воп реки этому утверждению, совсем выт равить эту жалость у Сошнина чрезвычайно трудная жизнь все-таки пол ностью не смогла. Чтобы доказать эту мысль, вспомним то место в романе, где он прочитал книжку французского автора, после чего «было не то чтобы стыдно, ему было неловко в себе, неудобно, тесно, что- то сдвинулось в нем с места... Одна фра за трепетала, пульсировала, билась и би лась жилкой... Но как можете вы быть счастливым, если у вас благородное серд це?» Да, честный, благородный человек не может чувствовать себя счастливым, ведь кругом еще много зла, несправедливости, много несчастных, униженных и оскорблен ных. Эту мысль необходимо принимать во внимание при выяснении мироощущения В. Астафьева, при оценке таких его за явлений: «Вольно, куражливо, удобно ж и вется преступнику среди такого добросер дечного народа, и давно ему так в Рос сии живется». Проповедь всепрощенчества, безоглядной любви и сострадания к любому человеку, приводит в самой жизни к нежелательным последствиям. Ученый и писатель Н. Амо сов, всецело поддерживающий мысль о не обходимости «восстановить в правах об щечеловеческую мораль», вместе с тем, пи сал 5 октября 1988 года в «Литературной газете», что тормозом нашего развития яв ляется «ложное милосердие»: «Уволить пло хого или ненужного работника исклю чительно трудно, а с демократией стало еще труднее. Все жалеют: «А как он будет'® жить?» Такое сопереживание — само по себе хорошее —- идет от иждивенчества: «Государство не обеднеет». Заместитель начальника ГУВД Мосгорисполкома гене рал-майор А. П. Бугаев остановился на том, что мешает борьбе со злом, и пришел к заключению: «Наша страна претендует на призовое место... по гуманному отношению к преступникам! ...Думается, и тут нужен дифференцированный подход. Иначе — грош цена нашему гуманизму» («Комсомольская правда», 29 сентября 1988 г.). Одной любовью, состраданием, милосердием не перевоспитаешь тех, кто бездельничает, пьянствует, расхищает общественную соб ственность, кто грабит, насилует, убивает. Социалистический гуманизм будет наиболее полно проявлять свои определяющие ка чества в том случае, когда защищаются ин тересы не только преступника, но и постра давших от него людей. Сложна и тонка грань между необходи мым и излишним милосердием. В повести Н. Шмелева «Пашков дом» (1987) автор не решился дать определенный ответ на пос тавленный им вопрос: как поступить с х у лиганами, жестоко избившими безвинных людей,— то ли простить, то ли осудить? Александр Иванович Горд, писавший труд о милосердии, признался: «Я сам искрен не до сих пор не знаю, что ж е луч ше: прощать или не прощать? И так плохо, и так плохо.» Но все-таки писатель более склонен к концепции прощения, он счита ет, что не надо бы в 1956 году навстречу одному потоку освобожденных после реаби литации из лагерей людей направлять ту да ж е другой — из тех, кто стал виновни ком осуждения честных советских граждан. Такая концепция милосердия просматри вается и в публицистически заостренном рассказе Н. Шмелева «Азиатский грипп» (1988), где идет речь о праве судить и осуждать, о гранях между черным и белым, между правотой и неправотой. Старший Русанов убежден, что не стоит искать что- то человеческое, хорошее у негодяя: «Его уничтожать надо, а не ждать, пока в нем проснется совесть: у него ее нет и не бу дет никогда.» Сын ж е его — не сторонник карательных мер, он говорит: «Уничтожать — это не мне.» У него нет злобы, ненавис ти, желания мстить, и этим он привлекате лен. Писатель справедливо считает мило сердие высшей этической ценностью, для него самое важное — человечность, чувство сострадания. Но ведь нашему обществу, по давляющему большинству людей не менее нужна и справедливость, не следует за бывать мысли Ф. Достоевского; «Кто уж слишком жалеет обидчика, тот, пожалуй, не жалеет обиженного.» Современная литература стала значи тельно больше проявлять сочувствия, ми лосердия, любви и сострадания по от ношению к маленькому человеку,— и это получило у нас бесспорную обществен ную поддержку. В предыдущее десятиле тие советские писатели чаще всего изобра. жали, как освобождались творческие си лы человека от родимых пятен прошлого, формировалась новая нравственность в результате его участия в социалистиче ском созидании. Однако живительное пробуждение в со ветском человеке чувства гражданского достоинства, столь характерное для эпохи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2