Сибирские огни, 1989, № 4
смысленном уничтожении миллионов ни в чем не повинных советских людей, приве ли к решительному пересмотру ряда важ ных идеологических установок. Наше об щество, советская литература стремятся очистить идеалы социализма от всего на носного, бесчеловечного, сейчас идет по следовательное отрицание сталинского по нимания человека как винтика в государ ственном механизме, что позволяло заяв лять: «Незаменимых у нас нет». Сейчас стали хорошо заметны издер жки прямолинейного классового подхода в оценке ряда традиционных нравственных по нятий — добра и зла, чести, совести, чело вечности, и потому в нашей жизни и искус стве все более основательное значение при обретает общечеловеческий аспект гума низма. Так Ю. Борев заявил: «Истинно гу манистично только искусство, безоговороч но утверждающее приоритет общечелове ческих ценностей» («Лит. газета», 20 мая 1988 г.). Сильнейшей устремленностью к такому безоговорочному утверждению пронизан роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», где автор сравнивает некоторые стороны ста линской модели социализма с гитлеровской системой и находит в них нечто общее — тоталитарное начало, зловещий антигума низм, гнетущее подавление свободы лич ности. У В. Гроссмана ощущается громадная тоска по всеохватывающей человечности, ко. торая возможна, видимо, только в очень далеком будущем. Роман свидетельствует о чудовищно негативных последствиях прев ратно понятой узкоклассовой морали, об опошлении и искажении идеалов социализ ма, о губительных для судьбы нашего наро да, неуемных поисках классовых врагов, что приводило к грубейшему попранию лично го достоинства советских людей, к недопус тимому ограничению их духовной свободы, а целые миллионы их — к бессмысленной ги бели. Особое внимание в «Жизни и судьбе» уделено политическим работникам. Один из них — комиссар Осипов, который дей ствует согласно сталинским инструкциям, — в своей оценке людей предпочитает учи тывать преимущественно классовый приз- нак. Казалось бы, надо поддержать отваж ного, свободолюбивого майора Ершова, человека независимого, предельно самосто ятельного, продолжающего и во вражеском концлагере искать даж е самые малые воз- можности бороться с фашизмом, но Осипов не доверяет ему: у Ершова раскулачен отец, в его рассуждениях слышится нечто кра мольное по отношению к официальной сталинской пропаганде; он, видите ли, не одобряет мысли: цель оправдывает сред ства. И Осипов способствует его отправке в Бухенвальд, на верную смерть. Непрере каемыми канонами очень узко понятой классовой морали мыслит бывший участ ник гражданской войны комиссар Крымов, который непоколебимо верит в историче скую правоту деятельности Сталина и его идеологии, в необходимость мракобесной борьбы с политическими врагами, иссушаю, щей, уничтожающей живые силы нашего народа. Фанатично непримиримый к про искам классовых врагов, к любым отклоне ниям от официальных идеологических уста, новок, Крымов оказался способным на низ копробный политический донос. Он написал подлую по своему содержанию доклад, ную, чернящую героически сражающегося в Сталинграде Грекова, только потому, что тот не понравился ему своим неординарным поведением, своими мыслями о некоторых сторонах нашей жизни, не очень лестно отозвался о сталинской коллективизации в деревне. Выступая против извращенно понятой классовой морали, В. Гроссман стремился опереться на гуманистические традиции рус ской общественной мысли прошлого, на творческое наследие А. Чехова, который, как он пишет, «поднял на свои плечи не состоявшуюся русскую демократию»; для него Чехов предстал знаменосцем «самого великого знамени, что было поднято в России за тысячу лет ее истории,— истин ной, русской, доброй демократии... русско го человеческого достоинства, русской сво боды». Общечеловеческий аспект в гума нистической концепции становится у В. Гроссмана отправным пунктом в раз мышлениях о нашей жизни. По его словам, ценность чеховского подхода к миру, к лю. дям заключается в утверждении ничем не ограниченной человечности, сугубо клас совое должно отойти в сторону перед нею: «Он сказал, как никто до него, даж е Тол стой не сказал: все мы прежде всего люди... Он сказал: самое главное то, что люди — это люди, а потом они архиереи, русские, лавоч ники, татары, рабочие. Понимаете — люди хороши и плохи не от того, что они архиереи или рабочие, татары или украинцы — люди равны, потому что они люди». В. Гроссман особо акциентирует крайнюю необходи мость для нас любви и уважения к любому человеку, независимо от его социального положения, и ссылается при этом на своего великого предшественника-гуманиста: «Че хов сказал: пусть бог посторонится, пусть посторонятся так называемые великие прог рессивные идеи, начнем с человека, будем добры, внимательны к человеку, кто бы он ни был,— архиерей, мужик, фабрикант-мил- лионщик, сахалинский каторжник, лакей из ресторана; начнем с того, что будем ува жать, жалеть, любить человека, без этого ничего у нас не пойдет». Приоритет об- щечеловеческого перед социально-классо вым здесь утверждается безоговорочно, хо тя сами изображенные в романе события Великой Отечественной войны, предельно жестокая схватка между фашизмом и со- циализмом свидетельствуют о том, что че ховская мысль, весьма энергично подхва. ченная В. Гроссманом, очень ценна, крайне необходима, но сами жизненные условия того времени сильно мешали ее реализации. Здесь можно вспомнить Горького, который считал, что в условиях смертельного боя «лицемерно, глупо требовать «милосердия» на поле битвы, во время боя». В разные эпохи меняются отношения между классовым и общечеловеческим в нашей морали. Границы между добром и злом, необходимость и уместность состра дания и милосердия, прощения и наказания — эти сложнейшие вопросы ставятся в це- лом ряде современных произведений. Горь кий считал, что «милосердие— прекрасно, да!», но полагал, что «проповеди милосер дия, кротости, терпения не сделали и не де лают жизнь рабочих людей легче и не уменьшают пороков, не увеличивают «доб родетели».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2