Сибирские огни, 1989, № 4
рения и всеобщей любви, не к жалости и состраданию (это было характерно для тра диционного гуманизма), а к неустанной борьбе против всего того, что сковывало творческие возможности человека, порабо щало, угнетало и унижало его. Тогда Горь кий был убежден: «Гуманизм пролетариата требует неугасимой ненависти к мещан ству, к власти капиталистов, его лакеев, па разитов, фашистов, палачей и предателей рабочего класса,— ненависть ко всему, что заставляет страдать, ко всем, кто живет на страданиях сотен миллионов людей». Когда писателя упрекали в проповеди не нависти, а ведь надо «пропагандировать любовь», то он ответил: «Нет, проповедь любви бедного к богатому, рабочего к хозя ину — не мое ремесло.» Однако нельзя забы вать о самом важном; в понимании Горь кого, ненависть и борьба были нужны для торжества полной человечности, подлинно гуманного отношения к людям. В 1933 го ду он не согласился с такой безнравствен ной установкой Э. Багрицкого, которая проповедовала бездумную антигуманисти ческую послушность при решении судьбы человека: Но если он скажет: «Солги», — солги. Но если он скажет: «Убей», — убей. (см. об этом: Б. Бялик. «Человек и маши на». В сб.: Гуманизм и современная литера тура. М., 1963, с. 262). Сейчас наблюдаются далеко не единичные попытки так или иначе бросить тень на ряд выдающихся советских писателей. Острые стрелы пускаются и в Горького, например, в повести Ф. Искандера «Кролики и удавы» (1987), где говорится о поэте, который «лю бил воспевать буревестника и все ждал, когда грянет буря, но состарился в ожида нии и стал кропателем придворных од». И. Золотусский решительно, не утруждая себя весомыми доказательствами, заявил: «Я, в частности, поддерживаю усилия Айт матова пересмотреть формулу Горького «Если враг не сдается, его уничтожают». Прекрасно написанная баллада «Шестеро и седьмой», вставленная в «Плаху», опро вергает это утверждение. И в сценах с Обер-Кандаловым Айтматов возвращается к своему спору с Горьким» (И. Золотусский, «Пламя свечи».— «Лит. Россия», 3 июля 1987 г.). Никто не спорит, можно опро вергать, уточнять теоретические положе ния Горького, пересмотреть важнейшие ценности в теории социалистического реа лизма, но одного желания и походя брошен ной громкой фразы для этого явно мало, чтобы прийти к сколько-нибудь значитель ному результату. Явно маловато и для плодотворного спора. Если появилось стре мление опровергать признанные горьков ские формулы, то к этому надо подходить очень вдумчиво, не отступать в поисках новых ценностей от марксистского историз ма. Надо не забывать о характерных осо бенностях того времени, когда Горький выдвинул свою формулу, ныне одним махом уничтожаемую смелым оппонентом. В 1930 г., когда была написана статья «Если враг не сдается, его уничтожают». Совет ская страна, считал писатель, жила «в ус ловиях непрерывной войны со всем бур жуазным миром», капиталисты могут напасть на нее, и потому надо готовиться к защите завоеваний революции. Тяжело пе реживая свои политические расхождения с партией и В. И. Лениным в 1917— 1919 гг.. Горький убедился, что его сильнейшие опасения относительно судьбы социалисти ческой революции оказались напрасными: она не погибла, рабочий класс и интеллиген ция не уничтожены, крестьянство было поставлено на путь переустройства своей жизни. Былые политические ошибки давили на сознание писателя, и он (это было одной из причин) поверил в разумность политики Сталина и его окружения, сообщениям газет о контрреволюционных заговорах, о суде над преступной-де группой «Промпартии», об обострившихся социальных отношениях в деревне и вооруженных выступлениях ку лаков против коллективизации, что в опре деленной степени связывалось с недоверчи вым отношением Горького к крестьянам. И потому, отметив, что «внутри страны про тив нас хитрейшие враги организуют пище вой голод, кулаки терроризируют крестьян- коллективистов убийствами, поджогами, различными подлостями», писатель утверж дал: «Это дает нам право считать себя еще в состоянии гражданской войны», и делал естественный для себя вывод: «Если враг не сдается, его уничтожают». Сейчас-то по нятно: реальной серьезной военной угрозы тогда не существовало, Сталин сам развя зал кровавую «войну» против крестьянства, которая затем перекинулась и на другие слои советского общества, и это самым неблагоприятным образом повлияло на даль нейшую жизнь нашего народа. Конечно, необходимо помнить, что отме ченная выше горьковская формула — тут не убавить, не прибавить — использовалась подчас в неблагородных, преступных целях. Но мы знаем и другое; эта формула во вре мя войны с фашизмом полностью оправ дала себя. Ч. Айтматов своей балладой не смог доказать (и ставил ли он такую зада чу?) якобы присущую тотальную ущерб ность горьковской формулы. Рядом с изречением «Если враг не сда ется, его уничтожают» Ч. Айтматов ставит другое высказывание: «Но жестокость по рождает жестокость — это тоже давний закон». Весь вопрос в том, как все это по нимать. Можно и так, как Ч. Айтматов, который взял маленький кусочек грузинской жизни в момент завершения гражданской войны. В этом случае, рассказанном Ч. Айт матовым, Гурам Дж охадзе внутренне уже капитулировал перед народом, перед рево люцией, понял, что ему нет места на род ной земле и нет ему прощения. Он сам ре шил уйти в Турцию, а это означало— в нравственном смысле — недвусмысленную сдачу. И потому здесь фактически неприме нима горьковская формула, тут проявила себя при уничтожении Гурама Дж охадзе и его группы жестокость, та самая, против которой выступали многие советские писа тели (вспоминается повесть П. Нилина «Жестокость», роман С. Залыгина « Соле ная падь»). Патологическую жестокость исповедует Обер-Кандалов, нравственно растленный человек с грязным прошлым. Вспоминая слова «Если враг не сдается...», он искажает их истинный смысл, создает моральное прикрытие, гнусно расправляясь с Авдием Каллистратовым.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2