Сибирские огни, 1989, № 4

Е.РИТИК1А ЛИТЕРАТЫРОВЕДЕНИЕ А. ОГНЕВ К СПОРАМ О ГУМАНИЗМЕ Р еволюционная эпоха перестройки пре­ доставила богатейшие возможности для более глубокого осмысления истории советской литературы, для пере­ осмысления и уточнения многих важнейших теоретических проблем. Сейчас стала весь­ ма заметной тенденция по-иному подойти к ряду устоявшихся литературоведческих по­ нятий, переоценить некоторые идейно­ художественные ценности и даж е пере­ вернуть чуть ли не вверх ногами то, что до последнего времени представля­ лось вполне бесспорным. Что ж, в этом нет ничего непозволительного. Само время та­ ково: оно властно призывает к обновлению теоретической мысли, к отказу от суждений и оценок, пусть общепризнанных (точнее говоря, широко распространенных), но — в силу неучтенности, недооцененности ка­ ких-то серьезных общественно-значимых фактов — недостаточно точно отражавших саму суть развития литературы. Однако не надо забывать, что самое важное в разум­ ном познании, по словам Гегеля, выписан­ ным В. И. Лениным,— «удержать положи­ тельное в его отрицательном» (ПСС., т. 29, с. 207). И эта сложная диалектика познания заставляет нас постоянно помнить о важнейшей необходимости осторожного, принципиально взвешенного отношения ко всему методологически ценному, плодотвор­ ному и выстраданному нашим общественным сознанием и советской литературой, чтобы при критике негативных моментов в разви­ тии культуры присутствовало ясное осозна­ ние недопустимости утраты важнейших идеологических ориентиров. Иначе, энергич­ но используя разящие рапирные уколы и хлесткие размашистые удары, можно поте­ рять то, что составляет идейно-художест­ венную силу и примечательное своеобразие советской литературы,— нельзя вместе с водой из ванны выплескивать и ребенка. Сейчас идут споры о гуманизме, в которых затрагиваются такие понятия, как идея дол­ га, героическое служение социальным идеа­ лам, верность революционным традициям, человеческое благородство, любовь, нена­ висть, доброта, сострадание. Очень лихо расправился с нашим гуманизмом режиссер Эльдар Рязанов в статье «Бороться со ста­ линизмом» («Московские новости», 4 сен- тября 1988 г.): «А что такое советский гуманизм? И чем он отличается от обычно­ го? Нормальный, общепринятый гуманизм — это ^человечность, человеколюбие. А со­ ветский гуманизм вдохновлял Павлика Морозова доносить на отца. Советский гу­ манизм в сталинские времена отправлял на десять лет в лагеря тех, кто имел несчастье попасть в немецкий плен. Советский гума­ низм в брежневские времена сажал в «пси­ хушки» или насильственно высылал из стра. ны деятелей культуры за инакомыслие». Не входя в существо сложнейшей проблемы со­ циалистического реализма, Э. Рязанов использует для его полного отрицания та­ кие броско поданные факты, которые гово­ рят об антигуманистических извращениях в практике сталинского руководства и его последователей. К тому же, некоторые факты не так однолинейно ясны, как это кажется. Например, на мой взгляд, стоит осмыслить такое обстоятельство, как попыт­ ки говорить о Павлике Морозове только в отрицательном плане, что вызывают у части современных людей острое несогласие... Как известно, гуманизм рассматривается у нас как выражение социально-политиче­ ских, философско-этических и эстетических понятий и признаков, связанных с зашитой достоинства и ценности личности, ее свобо­ ды и прав, ее всестороннего развития, с за ­ щитой подлинной человечности в отноше­ ниях между людьми, равноправия и мира между народами. Социалистический гума­ низм предполагает действенную борьбу за осуществление в жизни социалистического идеала, за уничтожение условий, которые обрекают людей на резкое социальное нера­ венство, на эксплуатацию, на унижение и духовное порабощение. Такое понимание социалистического гума­ низма опиралось на концепцию Горького, который в конце 20-х и в 30-х гг. придер­ живался последовательно классовых пози­ ций в решении вопросов человечности, люб­ ви и ненависти. В своих воззрениях на гуманизм Горький ссылался и на высказы­ вание К. Маркса: «...необходимо уничто­ жить все отношения, все условия, в которых человек является приниженным, порабощен­ ным, презренным существом». Писатель призывал не к проповеди всеобщего прими

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2