Сибирские огни, 1989, № 4
Е.РИТИК1А ЛИТЕРАТЫРОВЕДЕНИЕ А. ОГНЕВ К СПОРАМ О ГУМАНИЗМЕ Р еволюционная эпоха перестройки пре доставила богатейшие возможности для более глубокого осмысления истории советской литературы, для пере осмысления и уточнения многих важнейших теоретических проблем. Сейчас стала весь ма заметной тенденция по-иному подойти к ряду устоявшихся литературоведческих по нятий, переоценить некоторые идейно художественные ценности и даж е пере вернуть чуть ли не вверх ногами то, что до последнего времени представля лось вполне бесспорным. Что ж, в этом нет ничего непозволительного. Само время та ково: оно властно призывает к обновлению теоретической мысли, к отказу от суждений и оценок, пусть общепризнанных (точнее говоря, широко распространенных), но — в силу неучтенности, недооцененности ка ких-то серьезных общественно-значимых фактов — недостаточно точно отражавших саму суть развития литературы. Однако не надо забывать, что самое важное в разум ном познании, по словам Гегеля, выписан ным В. И. Лениным,— «удержать положи тельное в его отрицательном» (ПСС., т. 29, с. 207). И эта сложная диалектика познания заставляет нас постоянно помнить о важнейшей необходимости осторожного, принципиально взвешенного отношения ко всему методологически ценному, плодотвор ному и выстраданному нашим общественным сознанием и советской литературой, чтобы при критике негативных моментов в разви тии культуры присутствовало ясное осозна ние недопустимости утраты важнейших идеологических ориентиров. Иначе, энергич но используя разящие рапирные уколы и хлесткие размашистые удары, можно поте рять то, что составляет идейно-художест венную силу и примечательное своеобразие советской литературы,— нельзя вместе с водой из ванны выплескивать и ребенка. Сейчас идут споры о гуманизме, в которых затрагиваются такие понятия, как идея дол га, героическое служение социальным идеа лам, верность революционным традициям, человеческое благородство, любовь, нена висть, доброта, сострадание. Очень лихо расправился с нашим гуманизмом режиссер Эльдар Рязанов в статье «Бороться со ста линизмом» («Московские новости», 4 сен- тября 1988 г.): «А что такое советский гуманизм? И чем он отличается от обычно го? Нормальный, общепринятый гуманизм — это ^человечность, человеколюбие. А со ветский гуманизм вдохновлял Павлика Морозова доносить на отца. Советский гу манизм в сталинские времена отправлял на десять лет в лагеря тех, кто имел несчастье попасть в немецкий плен. Советский гума низм в брежневские времена сажал в «пси хушки» или насильственно высылал из стра. ны деятелей культуры за инакомыслие». Не входя в существо сложнейшей проблемы со циалистического реализма, Э. Рязанов использует для его полного отрицания та кие броско поданные факты, которые гово рят об антигуманистических извращениях в практике сталинского руководства и его последователей. К тому же, некоторые факты не так однолинейно ясны, как это кажется. Например, на мой взгляд, стоит осмыслить такое обстоятельство, как попыт ки говорить о Павлике Морозове только в отрицательном плане, что вызывают у части современных людей острое несогласие... Как известно, гуманизм рассматривается у нас как выражение социально-политиче ских, философско-этических и эстетических понятий и признаков, связанных с зашитой достоинства и ценности личности, ее свобо ды и прав, ее всестороннего развития, с за щитой подлинной человечности в отноше ниях между людьми, равноправия и мира между народами. Социалистический гума низм предполагает действенную борьбу за осуществление в жизни социалистического идеала, за уничтожение условий, которые обрекают людей на резкое социальное нера венство, на эксплуатацию, на унижение и духовное порабощение. Такое понимание социалистического гума низма опиралось на концепцию Горького, который в конце 20-х и в 30-х гг. придер живался последовательно классовых пози ций в решении вопросов человечности, люб ви и ненависти. В своих воззрениях на гуманизм Горький ссылался и на высказы вание К. Маркса: «...необходимо уничто жить все отношения, все условия, в которых человек является приниженным, порабощен ным, презренным существом». Писатель призывал не к проповеди всеобщего прими
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2